Жак Дюкло. Утопический социализм Фурье и свобода

Жак Дюкло. Утопический социализм Фурье и свобода

Шарль Фурье 1 придавал особое значение тому факту, что общество находится в постоянном развитии. Он писал: "Социальному развитию чуждо состояние покоя, оно стремится к прогрессу, как вода и воздух, ему необходимо движение, застой для него губителен... Наша задача — двигаться вперед, каждый социальный период должен продвигаться к высшему состоянию общества, закон природы состоит в том, чтобы варварство уступило место цивилизации и двигалось отдельными этапами, цивилизация должна стремиться к гарантизму, а гарантизм стремится к сообществам вначале более простым, и так далее".

Фридрих Энгельс, анализируя сочинения Фурье, заметил: "...ярче всего проявилось величие Фурье в его понимании истории общества" 2.

Надо также подчеркнуть оптимизм, с которым Фурье смотрел на будущее человечества, что доказывают следующие строки, посвященные описанию будущего так, как он себе его представлял:

"Порядок согласованности будет с самого же начала своего тем более блестящим, чем дольше он откладывался. Греция в век Солона могла уже предпринять его; ее роскошь достигла уже достаточной степени, чтобы приступить к такой организации, ныне же наши средства роскоши и утонченности по меньшей мере удвоились против тех, что были у афинян... С тем большим блеском мы положим начало строю согласованности, и именно теперь мы станем пожинать плоды успехов, которых достиг XVIII век в области физических наук, успехов доныне совсем бесплодных. Пока длился строй цивилизации, наши чудеса науки были более гибельными, чем полезными для счастья, ибо, увеличивая средства наслаждения, они умножали лишения огромного числа людей, не имеющих необходимого; они прибавляли лишь очень немного к удовольствиям великих мира сего, пресыщенных за отсутствием разнообразия в развлечениях..." 3

С поразительной проницательностью Фурье рассматривал многие проблемы, актуальные и теперь. Так, можно указать на его замечание о космополитизме крупного капитала и крупных промышленников.

"Банкиры и крупные торговцы не имеют родины, в несколько дней они могут реализовать свои капиталы и перевести их в другие страны, потому они не связаны с государством и при первых признаках опасности всегда готовы его покинуть. Торговцы похожи на мародеров, поочередно опустошающих разные местности, останавливающихся лишь там, где можно пограбить. Торговцы готовы, если нужно, сменить подданство и вершить свои дела в любой стране, и, обанкротившись в Париже, они тут же выставляют напоказ свои капиталы в Лондоне или Берлине. Но что легко торговцам, то совершенно невозможно для духовенства, знати, заводчиков и пролетариев. Они хотят и могут быть гражданами только одной родины, от судьбы которой зависит их состояние и общественное положение. Банкиры и торговцы, готовые всегда сняться с места, могут стать поочередно гражданами разных стран. Без преувеличения их можно назвать гражданами мира".

По правде сказать, слишком много чести называть, как это делает Фурье, рыцарей крупных банков "гражданами мира". Они были и могут быть только

гражданами капитала, так как их интересуют только доходы, и они на время остаются в той стране, которая позволяет им получать наиболее высокие проценты дохода, затем они ищут другое поле деятельности. То, что было верным во время Фурье, еще более заметно в наше время. Теперь заправилы большого капитала образуют нечто вроде международного братства: они стремятся использовать все нации ради увеличения своих доходов; они готовы вмешиваться в политические интриги любой страны против другой, если это им выгодно. Они могут выступить и против своей родины, если это увеличит их доходы, так как капитал заменяет им все — даже родину.

Примечания

1. Шарль Фурье, один из великих французских социалистов-утопистов, родился в Безансоне в 1772 г. Умер 10 октября 1837 г.

2.  Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 271.

3. Фурье Ш. Избранные сочинения. Т. 1. М.—Л., Изд-во АН СССР, 1951, с. 117.

Цитируется по изд.: Дюкло Жак. Во что я верю. М., 1980., с. 104-106.

Рубрика
Персона