Маркс Карл. К критике гегелевской философии права (Статья о произведении К. Маркса из кн. Ильичёва П.Н. и др.)
«К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА», рукопись К. Маркса, написанная весной — летом 1843 года в Крёйцнахе. Начало критики Марксом гегелевского учения о государстве и праве относится к весне 1842 года. Рукопись 1843 года содержит критику раздела «Внутреннее государственное право» гегелевской «Философии права». Основная проблема работы Маркса — соотношение гражданского общества и государства. Критически преодолевая гегелевское спекулятивное учение об обществе, Маркс, в частности, опирался на материалистические выводы работы Л. Фейербаха «Предварительные тезисы к реформе философии», опубликованные в начале 1843 года. Марке, в противоположность Гегелю, пришёл к выводу, что не государство определяет гражданское общество, а, наоборот, гражданское общество (совокупность материальных, в конечном счёте экономических, жизненных отношений) определяет государство, т. е. по сути дела экономический базис определяет политическую надстройку. Этот главный теоретический результат работы Маркса явился первым, отправным положением материалистического понимания истории. По характеру соотношения между гражданским обществом и государством Маркс различает основные исторические ступени развития общества: древность (азиатская деспотия и античное государство), средние века, новое время, демократия будущего. Маркс впервые подвергает критике идеалистическую диалектику Гегеля, её спекулятивный характер и мистицизм. Рукопись свидетельствует о сознательном переходе Маркса к материализму.
Хронологически и тематически к этой рукописи примыкают «Крёйцнахские тетради» (июль—август 1843 года) — пять тетрадей Маркса с выписками из книг по истории. Их основная тема — соотношение частной собственности и государства, процесс отчуждения государства от общества.
На основе рукописи 1843 года в конце 1843 — январе 1844 года Маркс написал статью «К критике гегелевской философии права. Введение», которая была опубликована в «Немецко-французском ежегоднике» (Париж, февраль 1844 года). Статья — своего рода манифест нового мировоззрения, она свидетельствует об окончательном переходе Маркса к материализму и коммунизму. Здесь Маркс впервые высказывает идею всемирно-исторической роли пролетариата — первое, отправное положение теории научного коммунизма. Важнейшие положения статьи: «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами... Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 422, 428).
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Marx-Engels Gesamtausgabe, Abt. l, Bd 2, Abt. 4, Bd 2; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 219—368, 414—29, т. 13, с. 6, т. 16, с. 378—79, т. 27, с. 350—57; Карл Маркс. Биография, М., 1973", гл. 1; Л а п и н Н. П., Молодой Маркс, М., 19762 гл. 4; Марксистская философия в 19 в., кн. 1— От возникновения марксистской философии до ее развития в 50—60-х гг. 19 в., М., 1979, гл. 2.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии