2.0. Развитие теории меркантилизма

2.0. Развитие теории меркантилизма

Термин меркантилизм происходит от итальянского «mercante», что в переводе означает торговец, купец. Этот термин приводит к пониманию целой эпохи в развитии экономических знаний, объектом внимания которой является торговля и ее роль в создании богатства страны, поэтому она и стала основным объектом изучения экономической жизни ростовщиков от науки. Не вызывает никакого сомнения, что в исследовании товарообменных операций приняли участие именно те люди, которые и были заинтересованы в процессе обмена и накопления денежных знаков. «Теория» меркантилизма стала одним из краеугольных камней, на которых базируется фактически окончательный разрыв с христианскими традициями средневековой экономической мысли.

В результате «денежными людьми» была сформирована «наука об обогащении», созданы «теоретические» предпосылки для ее утверждения на государственном уровне, что давало отличную почву представителям этой теории для проникновения во все структуры государственного управления и, прежде всего в область государственных финансов. Объектом исследования меркантилистов стали деньги, денежное обращение, торговля, торговая прибыль, рынок, ростовщичество, процент, капитал. Представители этого учения, занимаясь только процессом обращения, не исследуя процесс производства.

Лозунг меркантилистов «Грабь соседей для собственного обогащения» имел место на этапе активного внешнеторгового баланса. Если исключить «экстремистские» понятия, то вышеприведенную мысль можно выразить следующим образом: «Покупать дешевле, продавать дороже». Основной задачей этих лозунгов было удержание и накопление денег в стране, поэтому правительства разных стран прибегали ко всевозможным способам контроля за внешней торговлей и к поощрению ввоза золотых и серебряных денег в страну. Регулирование экономических процессов на уровне государства стало доминирующим условием существования этой теории.

Меркантилисты раскрыли ряд чисто денежных закономерностей таких как понятия «национальное богатство», «денежный баланс», «активный торговый баланс» и другие, присутствующие в экономической терминологии до сих пор.

Однако, в теоретическом плане глубоких исследований меркантилисты не смогли дать, для их сочинений характерны узко направленный эмпиризм и практицизм, основанный на преобладании политики над экономикой, что и имело место на протяжении довольно длительного исторического периода, вплоть до формирования мануфактурного способа производства и перехода к иным «теоретическим» воззрениям.

Я приведу список наиболее известных меркантилистов с кратким описанием их взглядов, которые мало чем принципиально отличаются друг от друга. Более полную информацию и «детали» их расхождений во взглядах на теорию меркантилизма можно без труда найти в учебниках по истории экономических учений. Моей задачей в данном вопросе будет описание становление идей этих самых «теоретиков» меркантилизма.

Поскольку меркантилизм отображал интересы торговой буржуазии, поэтому Голландия и Италия, особенно северная ее часть, куда приплыли беглые тамплиеры, в XVII веке достигли чрезвычайного расцвета и обогащения, развивая внешнюю торговлю, колониальную экспансию и судоходство. Обе эти страны в XVII веке были провозглашены идеалом меркантилизма. Концентрация евреев, например, в Голландии на тот момент достигла такого уровня, что они стали называть Амстердам «новым большим Иерусалимом».

Идеи христианских теологов об уравнивании разных благ и разных видов труда в обмене были чужды меркантилистам. Они исходили из того, что обмен по своей природе в принципе неравен и неэквивалентен. Кроме этого продать за границу больше, чем покупать у иностранных государств, был основой теории меркантилизма.

Чтобы определиться с терминами и больше не возвращаться к этому вопросу на страницах данной работы хочу выделить два основных экономических вопроса исследования отношений собственности и управления, которые постоянно будут в сфере внимания последующих разработчиков экономической теории.

Это микро- и макроэкономика. В центре анализа микроэкономики находятся цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования отдельных компаний, механизм ценообразования, мотивация труда.

Макроэкономика изучает экономические процессы и явления на уровне государства в целом. Объектом ее исследования выступает национальный продукт, экономический рост, занятость, инфляция.

Следовательно, на уровне «макроэкономики» меркантилизм представляет из себя экономическую политику, целью которой выступает накопление в стране драгоценных металлов, за счет активного торгового баланса, то есть превышение экспорта над импортом.

На уровне «микроэкономики» меркантилизм сложился на фоне монетарных проблем, как-то неэквивалентный обмен и накопление богатств в виде денег и драгоценностей в ограниченных кругах в основном торговцев и менял внутри страны, порче полноценной монеты в обращении с той же самой целью аккумуляции богатств средствами обмана, создание искусственной нехватки полноценных денег. Приток золота из стран Южной Америки только усилил эти процессы.

Меркантилисты, для вуалирования своих целей обосновали на микроуровне тезис «полезности нищеты». По их мнению, низкий заработок простых работников приводит к снижению себестоимости товара, что делает продукт более привлекательным на международном рынке. Таким образом, они утверждали, что невысокие зарплаты выгодны нации и бедность населения ведет к богатству государства в целом, а именно переходит на макроуровень. Не вызывает сомнение что они понимали под «государством в целом».

Влияние христианской церкви было сильно подорвано теорией меркантилизма, во главе разработки которой стоял «денежный человек». До появления этой теории церкви удавалось разрабатывать и контролировать политику и экономику и все это опиралось на культуру, нормы и моральные запреты, основанные на идеологии христианства.

«Теология процветания» совершенно утратила всякую связь с христианством. В новейшей версии протестантизма вообще не осталось следов ни «души», ни «спасения». На первый план вышла религия денег с ее «незыблемыми постулатами», такими как накопление, которое является главной целю и смыслом жизни человека и базируется на святости частной собственности и индивидуализме как принципе личной жизни.

Чисто «практически» накопление на каком-то этапе переходит в богатство, которое представляет из себя наличие и распоряжение человеком такого количества благ, которое превышает его естественные потребности. Богатство стало богом лишь одного племени, а именно ростовщиков и менял. Напомню и не устаноу повторять, что с точки же зрения христианства, любое богатство является проявлением греха сребролюбия или стяжательства.

Меркантилизм нанес сокрушительный удар по церкви на «интеллектуальном» уровне от которого она не оправилась до сих пор. Довершило дело разложения церковных христианских устоев Реформация, породившая «протестантскую этику». У протестантов стало религиозно освященным накопление богатства, которое выразилось в выпячивании роскоши как одно из «достижений» «человека денежного» и наиболее ярко этот процесс выразился в таких Тамплиерских городах Италии, как Генуя, Венеция, Флоренция и Рим.

Хозяйство, ориентированное на деньги, перестало нуждаться в санкции христианского учения, вышло из-под его опеки, освободило «творческие силы» иудаизма, перестало скрывать свои традиции за стенами гетто. «Мировоззрение» «денежного человека» открыто стало определяться интересами торговой политики, стало открыто распространяться «крылатое» среди «гугенотов» выражение «Из скота добывают сало, из людей деньги».

Что удивительно, запрет на ведение ростовщических операций для христиан часто самими христианами и преодолевался «простым и элегантным» способом под названием «придворный еврей». Придворный еврей представлял из себя целое течение при котором христианские правители брали себе на службу евреев, которые аккумулировали деньги на ростовщических операциях и давали деньги в долг европейским королевским и прочим знатным семьям или же занимались ведением их финансов.

За их услуги придворным евреям предоставлялись различные привилегии вплоть до присвоения им дворянского титула. В результате стало расти число семей придворных евреев и их потомков, возведенных в дворянство, которые полностью или частично ассимилировались, что вполне могло стать основанием для выдвижения их на высокие посты в католических странах, вплоть до Святого престола.

Капиталы «придворного еврея» формировались прежде всего за счет монопольной ренты, поскольку прибыли, связанные с ростовщичеством под прикрытием знатных особ, были выше, чем они иначе могли бы быть при отсутствии таких ограничений. Но, если покровитель придворного еврея умирал, еврею зачастую грозили изгнание или казнь. Однако, удачно работа на должности «придворного еврея» закончилась для таких известных банкиров как Самуил Блейхредер, Майер Амшель Ротшильд и Арон Элиас Зелигман.

Прекратил свое существование «институт» придворных финансистов по двум причинам: первая это их переход в христианство, что автоматически теряло всякий смысл для их покровителей, а во-вторых, период зарождения банковской системы крупные банки стали решать задачи, выполняемые прежде придворными евреями.

Результатом крещения иудеев стало совсем неожиданное течение в католицизме под названием «евреи-католики», то есть христиане еврейского происхождения, которые сохраняют еврейские традиции в сочетании с Евангелием и учением католической церкви.

Евреи-католики как придерживались, так и продолжают придерживатся доктрины католической веры и находятся в полном общении со Святым Престолом. Одним из различий является не догматическая плоскость, а молитвенные практики. Это движение не является ни маргинальным, ни раскольничьим с точки зрения Католической Церкви.

Они не подчиняются ни одному направлению в католицизме и находятся в исключительном ведении «Единой Святой Вселенской и Апостольской Церкви» в Ватикане. Мессы евреи-католики служат в латинском обряде, но на иврите в Израиле. В Израиле они находятся в пастырском попечении Латинского Патриарха Иерусалимского.

Среди евреев-католиков существует огромное многообразие, от таких, которые не соблюдают никаких еврейских обычаев, до тех, кто соблюдают их подобно ортодоксальным евреям.

Но мы углубились в теологический вопрос, а задача у нас «чисто экономическая», а именно исследовать вопрос перехода ростовщических операций на более высокий уровень и разбор «научных» теорий, способствовавших этому процессу. Рассмотрим состав авторов меркантилистов с кратким описанием их взглядов.

Один из немногих представителей меркантилизма, которой стоял на позициях христианской церкви и активно своей теорией сопротивлялся теориям «человека денежного» был епископ города Лизье, французский ученый Никола Орем (Оресм) (1323-1382) годы жизни. В своем «Трактате о происхождении, природе, юридическом основании и изменении денег», следуя взглядам Аристотеля, он высказал мысль о том, что деньги представляют собой лишь инструмент, созданный людьми для облегчения обмена товаров. Он писал, что благородные металлы являются обычными товарами и лишь в силу ряда своих естественных свойств они стали выступать в роли денег.

Но он не был «услышан», все остальные «теоретики» меркантилизма стояли совсем на других позициях. Так, например, итальянский банкир Гаспар Скаруффи (1519-1584) годы жизни опубликовал в 1582 году сочинение по вопросам денежного обращения, которое назвал «Размышления о монете, и настоящая пропорциональность между золотом и серебром» в которой он выступил с идеей о введении в Европе единой денежной системы, предлагая итальянским банкам роль международных банкиров, рекомендовал ликвидировать национальные барьеры, ограничивающие товарный и денежный оборот. Эти идеи были направлены на обогащение итальянских городов и придания им мировых торговых центров. Этими идеями он фактически предвосхитил создание центробанка, например, ФРС, но только на американском континенте.

Другой итальянский банкир-экономист Бернардо Даванцатти (1529-1606) годы жизни в книге «Чтение о монете», написанной в 1582 году, проявил себя сторонником биметаллизма, предлагал прекратить хаос в денежном обращении и вернуться к свободной чеканки монет и обращения слитков.

Робкую попытку противостоять «человеку денежному» на теоретическом уровне попытался оказать итальянский аббат Антонио Серра (XVI-XVII века) годы жизни. Он в результате своих исследований пришел к выводу, что богатство бывает естественным и искусственным. К естественному богатству он относил то, чем обладает страна в силу природных и географических условий. К искусственному богатству то, что производит страна в целом. Он доказывал, что объем производства зависит от численности населения, его трудолюбия, знаний, умений.

Серра сформулировал представление о балансе между рынком товаров и услуг и движением капитала, рекомендовал восполнять дефицит наличной монеты за счет поощрения экспорта. Одним из предложений Серра был критерий оценки богатства города через количество профессий его жителей, иными словами по уровню разделения и специализации труда.

Еще один итальянский меркантилист, астроном, математик и экономист Джеминиано Монтанари (1633-1687) годы жизни пришел к совершенно правильному выводу о том, что предоставление монете большей стоимости, чем ее номинальная стоимость, приводит к накоплению «испорченных денег» в руках, подданных государства, тогда как золото и серебро вывозится в другие страны.

Среди итальянских меркантилистов надо также назвать Антонио Дженовези (1712-1769) годы жизни. В 1754 году в Неаполе была основана первая в Европе кафедра политической экономии, и Антонио Дженовези стал ее профессором и выступал за экспроприацию церковных землевладений.

В трудах поздних меркантилистов уже можно найти и взгляды физиократов, что говорит о «плавности» перехода одних взглядов в другие и их деление на основе принятых экономических теорий является крайне условным. Такими «би-представителями» были Пьетро Верри (1728-1797) годы жизни и Чезаре Беккариа (1738-1794) годы жизни. Англичанин, финансовый советник Елизаветы I Томас Грэшем (1519-1579) годы жизни вывел закон, который впоследствии получил название «закон Грэшема», согласно которому неполноценные деньги всегда вытесняют из оборота полноценные.

Английский меркантилист Уильям Стаффорд (1554-1612) годы жизни был протестантом и был, если можно так выразиться, близок к кругам Анны Болейн, из-за которой фактически католическая церковь потеряла Англию. Он выступал с позиции защиты регулирования денежного обращения и решение этой проблемы он видел в запрещении вывоза золота и серебра, в регламентации торговли с целью ограничения импорта. Он пришел к мысли о том, что, регулируя торговлю, государство должно действовать в первую очередь экономическими методами через пошлины, налоги, льготы и премии.

Стаффорд совершенно справедливо считал, что экспорт готовых промышленных изделий, в отличие от сырых продуктов, побуждает рост занятости и богатства страны. Государство, по его мнению, должно издать закон, чтобы ни один из сырых продуктов не вывозился за границу необработанным, предлагал запретить ввоз предметов роскоши и некоторых других товаров, регламентировать торговлю, ограничить вывоз монеты, расширить суконное производство.

Известный шотландский экономист Сэр Джеймс Денем-Стюарт (1712-1780) годы жизни, в 1767 году опубликовал работу «Исследования о принципах политической экономии», которая в кругах экономистов признается одним из первых систематических научных трудов в области умеренного меркантилизма. Его взгляды шли вразрез с взглядами Адама Смита, который в своих работах попросту ее игнорировал.

Взгляды позднего английского меркантилизма особенно ярко изложены в сочинениях Томаса Мэна (1571-1641) годы жизни, который защищал учение о торговом балансе. Томас Мэн сам был крупным английским купцом, одним из членов правления Ост-Индской компании и членом правительственного торгового комитета.

В 1609 году появилось сочинение Томаса Мэна под названием «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией». Книга была написана с целью обоснования английского колониализма. Он стал впоследствии типичным и влиятельным членом Лондонского Сити. Главным видом капитала он считал торговый капитал, богатство соотносил с его денежной формой, а источником обогащения признавал лишь торговлю, богатство рассматривал в его денежной форме как запасы драгоценного металла. Томас Мэн категорически выступал против регулирования нормы ссудного процента законодательным путем, доказывал, что наиболее выгодна именно транзитная, посредническая торговля. Он, наряду с представителями «классической политэкономии, явился ярчайшим представителем «человека денежного» в когорте разработчиков «теории» меркантилизма.

Для справки: Ост-Индская компания была учреждена в Англии в 1600 году и просуществовала до 1874 года. Компания была создана для грабежа Индии в первую очередь с населением, превышающим численность населения всей Западной Европы. Управление велось жесточайшими силовыми методами, что порождало громадные человеческие жертвы и затормозило социально‑экономическое развитие этой территории на долгие годы. Фактически это был не британский колониализм как таковой, а колониализм представителей Ост‑Индской компании, которые в основной своей массе были евреями.

К когорте известных английских меркантилистов стоит отнести и Самуила Фортрея (1622-1681) годы жизни, сын торговца, происходил от переселившихся в Англию гугенотов. С целью стимулирования развития промышленности он настаивал на обложении иностранных товаров высокими пошлинами, в результате чего цены на товары, завозимые в Англию, по его мнению, будут расти, а это, в свою очередь, вызовет расширение сбыта товаров отечественного производства.

Бернард де Мандевиль (1670-1733) годы жизни, английский философ, сатирический писатель и экономист. Так же, как и Фортрей был потомком гугенотов, эмигрировавших из Франции во время религиозных войн XVI века.

Не мудрено, что К.Маркс назвал Мандевиля честным человеком с ясной головой. Экономист-антрополог ХХ века К.Поланьи, напротив, возмущался дешевыми парадоксами, которыми Мандевиль подменил историческую науку превращения людей традиционного общества в эгоистов рыночного обмена.

Карл Поланьи (1886-1964) годы жизни, родился в еврейской семье, и он сознательно «создал шум» вокруг имени Мандевиля, чем обострил интерес к его теории, что является обычным делом в еврейских кругах.

Испанец Хуан Мариана (1575-1624) годы жизни, требовал от своего правительства запретить внешнюю торговлю, кроме экспорта испанских товаров в обмен на полноценные монеты.

Еще одним французским представителем меркантилизма, стоящем на позициях «денежного человека» был Антуан Монкретьен де Ваттевиль (1575-1621) годы жизни, был одним из руководителей восстания французских протестантов (гугенотов) против короля и католической церкви.

Он в 1617 году занял пост градоначальника в городе Шатильон-на-Луаре и получил дворянство, что позволило ему активно пропагандировать колониальные завоевания, отстаивать монопольное положение французского купечества на рынках Франции. Превозносил семью Медичи, которая сказочно обогатилась на базе ростовщичества, превратившись в олигархическое семейство, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции и были близки к Папскому престолу, а также распространили свое влияние по всей Европе.

Королевский юрист Франции, сторонник деизма Жан Боден (1530-1596) годы жизни, на первом плане его исследования была разработка концепции естественной религии, а на втором плане уже вопросы меркантилизма. В своем исследовании он заметил, что самые высокие цены были в Испании, где оказалось больше всего Латиноамериканского золота и серебра. Но и в соседней Франции, хотя и не в такой степени, цены возросли, поскольку в нее перетекала наличность вследствие потребностей Испании во многих французских продуктах. Этим выводом Боден сделал первый шаг к формулировке концепции о пропорциональности уровня цен объему денежной наличности.

Еще одним представителем французского меркантилизма является Жан Батист Кольбер (1619-1683) годы жизни, государственный деятель, сын богатого купца. Он не оставил потомкам никаких фундаментальных трудов, но вошел в историю экономической мысли благодаря своей государственной политики, названной «кольберизм».

В 1664 году Кольберу удалось провести отмену внутренних таможен между северными (католическими) и южными (гугенотскими) провинциями Франции, а в 1667 году он ввел новый таможенный тариф, повысивший пошлины на иностранные товары до такой степени, что он был почти равносилен запрету. По инициативе Кольбера были организованы французские монопольные компании для внешней торговли такие как Вест-Индская, Ост-Индская, Левантийская, Сенегальская и другие, с его подачи Вест-Индская компания приобрела монопольное право торговли с Америкой, Ост-Индская компания занялась на первом этапе колонизацией Мадагаскара.

При Кольбере французский торговый флот стал третьим в мире и вывоз товаров из Франции перестал быть монополией голландцев. Видя в евреях полезный элемент для развития торговли, Кольбер настаивал перед Людовиком XIV, чтобы в Вест-Индии евреев уравняли в правах с французами, и чтобы им была дана полная свобода совести, что и было сделано Людовиком 23 мая 1671 года, что развязало руки представителям компании в деле уничтожения местного населения. Двенадцать лет спустя сын Кольбера (1651-1690) годы жизни, также носивший имя Жан-Батист и занимавший крупный государственный пост, подписал указ 1683 года об изгнании евреев из французских колоний.

Кольбер вел постоянную борьбу с католической церковью, численность духовенства он тщетно пытался уменьшить, но ему удалось из 44 менее важных католических церковных праздников добиться отмены 17.

Когда он умер 6 сентября 1683 года, народ, ожесточенный тяжкими налогами, напал на похоронное шествие, и военной охране пришлось защищать его гроб от народного негодования.

Переходным автором от теории меркантилизма к классической теории является французский экономист Ричард Кантильон (1680-1734) годы жизни. Сначала он работал коммерсантом в Лондоне, потом переехал в Париж, где работал в банке своего дяди. Банк после смерти дяди в 1717 году перешел Кантильону. Он в значительной степени увеличил свое состояние, используя систему Ло, которая была описана во втором издании первой части настоящей книги, и которая привела финансовую систему Франции к полному краху. Однако сам Кантильон в результате краха финансовой системы стал очень богатым человеком.

Предвосхищая Юма, он показал, что рост количества денег повышает цены в той же пропорции только тогда, когда наличные средства всех экономических субъектов увеличиваются в равной степени. Впоследствии этот эффект нейтральности денег в короткие периоды времени стал называться эффектом Кантильона-Юма.

Сам же принцип нейтральности денег в качестве научной теории впервые был предложен Давидом Юмом (1711-1776) годы жизни. В домашнем воспитании Юма занимала пресвитерианская религия, опирающаяся на учение Жана Кальвина.

Юм исследовал проблему денежной массы в ее взаимосвязи с массой товаров, представленных на рынке, он исходил из того, что деньги распространяются в экономике неравномерно. С появлением новых сумм сначала лишь некоторые участники рынка получают дополнительные средства. Поскольку общие цены еще сохраняют прежний уровень, эти субъекты получают определенные преимущества, что стимулирует их предпринимательскую деятельность. Этот процесс продолжается до тех пор, пока деньги не распределятся равномерно по всем отраслям и потребителям и не установится новый масштаб цен.

Последним представителем меркантилизма на туманном Альбионе был Сэр Джеймс Денем-Стюарт, (1712-1780) годы жизни. Характерным для этого исследователя меркантилизма является то, что он участвовал во втором якобитском (читай католическом) восстании в Англии. Якобиты противились слиянию Шотландии с Англией, которую некоторое время поддерживала Римско-католическая церковь и которое все-таки состоялось в 1707 году.

Сэр Джеймс Денем-Стюарт стоял на позициях, которые не признавали процессы «незаконного» с точки зрения католической церкви обогащения путем ссудного процента и ростовщичества. В 1767 году он опубликовал работу «Исследования о принципах политической экономии» и эта книга до сих пор признается в научных кругах одним из первых систематических научных трудов в области умеренного меркантилизма.

Приверженец католической христианской веры Стюарт был провозглашен предшественником «контролируемой экономики» и концепции планирования экономического развития. Он стал одним из немногих, кому удалось внести в «теорию» меркантилизма научный элемент. Итак, можно считать, что именно Стюарту удалось придать меркантилизму зачатки теории, что не удавалось всем вышеперечисленным авторам по причине их заинтересованности в прагматическом изучении вопросов обогащения.

Германский вариант меркантилизма носил название камералистика, которая сформировалась как наука о финансах, экономике и управлении. Она представляла собой разработку принципов государственного управления и подготовки государственных чиновников в целях наилучшего обеспечения доходов казны.

Термин «камерализм» ввел в научный оборот немецкий историк Фэй Людвиг фон Зекендорф (1626-1692) годы жизни. Он впервые употребил его в своем знаменитом труде «Немецкое княжеское государство», написанном в 1656 году. Учитывая это направление в экономике и недостаток грамотных управленцев, король Пруссии Фридрих Вильгельм I (1713-1740) годы правления, учредил первые кафедры камералистики в университетах городов Галле и Франкфурт-на-Одере, в Вене (1752) и Геттингене (1755). В университетах России эта наука стала преподаваться со второй половины XIX века.

Камеральная наука постепенно выработала инструментарий изучения государственного управления и путей его совершенствования, поэтому она явилась теоретической основой для возникновения в XIX веке новой юридической науки, получившей название «административное право».

Одним из «ярчайших» представителей камералистики в Германии были Иоганн Иоахим Бехер (1635-1682) годы жизни. Бехер имел склонность к фантастическим масонским проектам, которые предлагал различным высокопоставленным лицам. Он основал при императорском дворе в Вене в 1676 году предприятие для алхимических опытов и изготовления наиболее прибыльных на тот момент товаров, таких как керамические и ювелирные изделия, шелковые и шерстяные ткани, медикаменты и венецианское стекло. В 1666 году он разработал проект строительства канала Рейн-Дунай для развития торговли с Нижними странами, а в 1678 году предложил организовать в грандиозном масштабе переработку песка в золото.

Другой представитель камеральной науки Филипп фон Хорник (1638-1712) годы жизни, в памфлете «Австрия превыше всего, если она того пожелает», который увидел свет в 1684 году, сформулировал систему правил экономической меркантилисткой политики для обогащения государства, которая мало чем отличается от «общепризнанных» и поэтому не приводится на страницах настоящей работы.

Йозеф Зонненфельс (1732-1817) годы жизни, австрийский экономист, государственный и общественный деятель, основную задачу экономической политики государства видел в максимальном увеличении народонаселения. Он требовал введения защитных пошлин, высказывался за отмену крепостничества, за раздел крупных латифундий, пустошей и общинных пастбищ, полагая, что мелкое хозяйство более производительно.

Иоганн фон Юсти (1717-1771) годы жизни, опубликовал труды по денежной системе, государственным финансам, промышленным предприятиям, церковному имуществу мало чем отличающиеся по смыслу от вышеприведенных взглядов.

В XVIII веке, именно в среде камералистов появился термин «финансовая наука». Однако новая терминология не может скрыть от читателя тенденцию в развитии «экономической науки» о том, что занимались этой наукой представители богатого клана ростовщиков-гугенотов с целью защиты своих финансовых интересов. В результате можно констатировать, что теория меркантилизма является не столько экономическим явлением, сколько духовным и в большей степени религиозным, с сильным иудейским уклоном.

В позднем Средневековье «профессиональные» ростовщики, в отличие от феодалов, «зарабатывали» деньги не для того, чтобы потреблять, а для того, чтобы вновь пускать деньги в оборот. Это были уже «настоящие» капиталисты. Все они были почти исключительно евреями, на которых не распространялись христианские запреты на занятие этим не богоугодным делом и которые прочно захватили «экономическую нишу» средневекового бизнеса.

Можно углубиться в деление основ иудаизма и констатировать, что для раннего иудаизма накопление капитала было в большей степени средством «непосредственного наслаждения», а уже для позднего иудаизма средством «господства». Однако это не меняет суть вопроса в ориентации религиозного сознания иудеев на мировое господство, получившее развитие в последнее время.

На этом фоне среди аристократии Европы растет интерес к философским учениям, которые помогают ей забыть о христианских заповедях, запретах и ограничениях. Гедонистические учения, согласно которым удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью получили распространение в эпоху Возрождения и затем в этических теориях просветителей. Наиболее полное выражение принцип гедонизма получил в этической теории утилитаризма, толкующего пользу как наслаждение или отсутствие страдания. Основными представителями указанной теории были И.Бентам и Дж.С.Милль, теории которых будут рассмотрены ниже.