2.1. Экономические причины переселения евреев в Крым

2.1. Экономические причины переселения евреев в Крым

Февральская революция коренным образом изменила положение российских евреев и уже 3 марта 1917 года декларировалась отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений. На этом фоне активизировалась деятельность еврейских национальных политических организаций внутри страны. Самой влиятельной политической силой в еврейской среде того времени стало сионистское движение. В марте 1917 года сионисты восстановили в Москве центральное бюро всероссийского отделения Еврейского национального фонда, были созданы сотни местных сионистских организаций. Так, если в 1915 года в стране насчитывалось не более восемнадцати тысяч активных сионистов, то к маю 1917 года их число возросло почти в восемь раз и составило сто сорок тысяч человек.

К 1917 году евреев всего в России насчитывалось пять миллионов триста тысяч человек, вследствие революционных событий, получения Польшей независимости, гражданской войны и погромов, в советской стране осталось порядка трех с половиной миллионов евреев, основная часть которых была лавочниками и ремесленниками.

В июне 1917 года Сионистская социалистическая рабочая партия и Социалистическая еврейская рабочая партия образовали Объединенную еврейскую социалистическую рабочую партию «Фарейникте», которая выдвинула лозунг «национально-персональной» автономии российских евреев. Были и другие многочисленные еврейские партии с различными целями и задачами перечисление которых не входит в задачу данного исследования.

На всероссийской конференции Бунда 14-19 апреля 1917 года было также выдвинуто требование национально-культурной автономии для еврейства в России. К концу 1917 года в стране действовали почти четыреста секций Бунда, объединявших около сорока тысяч человек.

В марте 1921 года на всероссийской конференции в Москве был создан Еврейский социалистический союз рабочей молодежи Югенд По‘алей Цион, молодежная организация ЕСРП По‘алей Цион. С 1923 года Югенд По‘алей Цион сменил название на Еврейский коммунистический союз рабочей молодежи. В этот же период в его состав влилась часть членов расколовшегося в 1922 году Евкомола молодежной организации, сотрудничавшей с самораспустившейся в 1922 году ЕКП По‘алей Цион.

Все эти партии и союзы стояли на одной платформе, что касается территориальной автономии евреев. Предполагалось, по примеру Украины в целом, создать в Крыму чисто еврейское территориальное подразделение.

Так, в 1928 году на Украине существовало тридцать шесть еврейских судов, в большинстве окружных судов Украины имелись штатные переводчики с идиш для подготовки кассационных дел, а в ряде населенных пунктов выделялись прокуроры и члены окружных судов для рассмотрения дел на идиш. В Бердичеве, Киеве, Одессе, Харькове, Каменец-Подольском, Умани, Белой Церкви и других городах Украины были созданы «милицейские районы» и «подрайоны», рабочим языком которых был также идиш. Напоминаю, что по еврейским законам только еврей может судить еврея, что и было в полной мере выполнено на Украине. «Неохваченным» оставался только Крым.

Кроме этого, в РСФСР к 1 октября 1925 года было зарегистрировано четыреста восемнадцать еврейских религиозных общин. В 1927 году глубоко в России, а именно на Урале также функционировали одиннадцать синагог и три раввина.

Теперь рассмотрим «чисто экономические» причины переселения евреев в Крым. Как известно с конца 1917 года и до 1921 года Россия жила по законам военного коммунизма при котором товарно-денежные отношения в основной своей массе отсутствовали. Провал политики военного коммунизма привел к исчезновению товаров, всеобщему голоду и жестким репрессивным мерам со стороны большевистского государства. Эти меры не смогли исправить ситуацию с продуктами и управляемостью экономикой государства, в результате чего была введена так называемая «Новая экономическая политика» (НЭП).

На первом этапе нэпа с 1921 по 1924 годы возродилась частная торговля, особенно в крупных городах и был заметен быстрый рост деловой активности еврейского населения. Так, к 1926 году в Белоруссии евреи-торговцы составляли уже до 90% от общего числа частных торговцев, в некоторых местечках и небольших городах Украины их численность достигала 100%. Европейская часть России в этом отношении мало чем отличалась от Украины и Белоруссии. (Смотри первую книгу).

Но уже к 1926 году появились первые признаки того, что государственная и кооперативная, управляемая государством торговля, постепенно начала вытеснять частную. Этому способствовали субсидирование и кредитование кооперации, репрессивная налоговая политика и введение различных ограничений, направленных на уничтожение частной торговли.

В результате этих мероприятий появилась новая категория евреев под названием «бродячие ремесленники», которые ходили на заработки по деревням и выполняли различные функции по ремонту незамысловатого скарба российских крестьян. Параллельно с этим процессом в 1924 году на биржах труда была проведена чистка от так называемых лже-безработных. После такой чистки, только в Ленинграде, из общего числа безработных в сто семьдесят тысяч человек в списках осталось лишь тринадцать тысяч.

К этому времени безработные евреи наводнили всю страну и важным условием выживания для них стала помощь зарубежных еврейских общественных организаций, а также посылки и денежные переводы от родственников из-за границы.

Лишившись заработка на ниве торговых операций, главным занятием евреев в больших городах стала государственная служба. Именно в этот момент в среде местного населения стало распространяться мнение, что власть в стране захвачена евреями. Именно в этот период времени прошла волна переименований городов и улиц в больших городах в честь евреев-революционеров.

Заботливыми представителями интересов еврейского населения выступили «великороссы» М.Горький со своей женой Пешковой и М.Калинин, последний в частности в 1924 году призывал евреев не переезжать в большие города, так как там им грозит полная ассимиляция, он отмечал, что в Москве евреи смешивают свою кровь с русской кровью, и они для еврейской нации со второго, максимум с третьего поколения будут потеряны, поскольку они превращаются в обычных русификаторов.

Несколько забегая вперед, при рассмотрении национального состава правительства и репрессивных органов, задамся вопросом: разве в данном случае нас может интересовать вопрос кто по национальности был Калинин или Горький? Думаю, что оба этих «великоросса» жили совсем не на «русские серебряники». И таких «интеллигентов» было немало.

Несмотря на «защиту» вышеуказанных «великороссов» стала набирать обороты кампания ограничений и преследований нэпманов и всех так называемых «лишенцев». Лишенцами были объявлены торговцы, служители еврейского культа и ремесленники, использовавшие чужой труд. Как «нетрудовой элемент» они были лишены не только избирательного права, но и социальных прав. Их не брали на работу, не регистрировали на биржах труда, лишали всей семьей права на государственную медицинскую помощь, на получение жилья, на прием детей в высшие и средние специальные учебные заведения. Чтобы вырваться из этой ситуации, многие евреи-лишенцы покидали местечки и маленькие города бывшей черты оседлости и переселялись в большие индустриальные центры, где имелся шанс скрыть социальное происхождение, устроиться рабочим и таким образом вернуть себе социальные права.

Число лишенцев среди евреев значительно превышало их процент среди других национальностей СССР. В некоторых местечках Белоруссии и Украины численность лишенцев среди трудоспособного еврейского населения доходила до 60-70%. Кроме этого, в 1928 году власти начали проводить кампанию по сбору невыплаченных налогов, результатами которой было полное разорение представителей новой буржуазии, конфискация имущества, аресты и высылки. В 1929 году начали выселять нэпманов с семьями из их национализированных домов и высылать из центральных городов. Уже в первый период нэпа квартплата у так называемых «нетрудовых элементов» в Москве, Ленинграде и других крупных городах в двадцать раз превышала квартплату, которую платили рабочие.

На этом фоне были развязаны руки у сотрудников ГПУ по выявлению и конфискации у нэпманов золотых и серебряных монет, а также других драгоценностей. В маленьких городах и местечках в период проведения этой кампании через застенки ГПУ прошло практически все мужское еврейское население.

Первым шагом в направлении «оптимизации» национальной политики в отношении всего еврейского населения России была создана «еврейская секция» при ВКП(б) (Евсекция). Первая Евсекция была организована уже в июле 1918 года в Орле, вторая в Витебске, а затем они были организованы еще в одиннадцать городах с еврейским населением. По замыслу руководства ВКП(б) члены Евсекции, кроме остальных задач, которые будут описаны ниже, должны были выступить инструментом реализации политики раскулачивания православного населения России, поскольку они и были «приезжие», не связанные никакими личными отношениями с местным населением, что гарантировало «качественное» выполнение задачи.

Первая конференция Евсекций прошла уже в октябре 1918 года в Москве. По замыслу создателей, Евсекции должны были представлять не иудаизм, как религию, а евреев, как группу. Косвенным подтверждением именно иудейской направленности членов данной секции явился тот факт, что если вопросы закрытия храмов, мечетей и иных молитвенных домов власти могли решать на местах самостоятельно, то закрыть синагогу можно было только с одобрения еврейской секции ВКП(б).

Основную массу членов Евсекций, в том числе и их руководство, составляли вступившие в компартию в 1920-1922 годах бывшие члены Бунда, Объединенной еврейской социалистической рабочей партии (ОЕСРП) Фарейникте и коммунистической партии По‘алей Цион, многим из которых остались близки идеи еврейской автономии, противодействие ассимиляции, поддержки языка идиш и культуры на нем, организации еврейского образования, еврейских научных исследований, поддержка идеи еврейской автономной республики в России. Они совсем не желали вливаться в единую общность «советский народ» и противодействовали своей ассимиляции.

Так, 4-я конференция Евсекций уделила значительное внимание активизации культурных и образовательных программ на языке идиш, помощи еврейским беженцам. 5-я конференция в апреле 1924 года продемонстрировала жесткую оппозицию тенденции ассимиляции евреев в СССР. Более того, на ней были выработаны решения, способствовавшие развития языка идиш и еврейского образования, культуры на нем. Эту же идею подтвердила и шестая конференция, которая пошла еще дальше и выразила активную поддержку призыву председателя президиума ВЦИК М.Калинина о желательности концентрации евреев на определенной территории с целью последующего создания в таком регионе еврейской автономной республики.

Следует иметь ввиду, что «великоросс» Михаил Иванович Калинин (1875-1946) годы жизни, получил «достойное интернациональное образование» в еврейской приемной семье, а с 1919 года он был преемником Я.М.Свердлова на посту председателя Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК), с 1922 года стал председателем центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР, с 1938 по март 1946 года председателем Президиума Верховного Совета СССР, затем членом Президиума. В 1919 году Л.Д.Троцкий назвал его «всероссийским старостой», позднее его стали называть «всесоюзным старостой». Опять хочу акцентировать внимание на том, какую политику, занимая такие высокие посты в Правительстве будет проводить этот человек по отношению к коренному православному населению России и имеет ли «смысл» в этом случае искать чисто математическое соотношение евреев и русских во властных структурах России.

Итак, первым «подразделением» в деле «устройства быта российских евреев» стала евсекция при ВКП(б). Вторым «подразделением» представительства евреев в правительстве стал еврейский отдел Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР (НКНац, или Наркомнац). Это был государственный орган РСФСР по осуществлению национальной политики Советской республики, который действовал с октября 1917 года по апрель 1924 года. В связи с образованием союзного государства его функции были переданы Всероссийскому центральному исполнительному комитету (ВЦИК), который, в свою очередь, просуществовал до 1938 года.

Третьим еврейским «подразделением» «на высшем уровне» стал «Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся» (Комзет) при президиуме Совета национальностей ЦИК СССР, созданная в 1924 году для реализации планов еврейской аграрной колонизации. Подчиненной структурой, формально общественной стало «Общество земельного устройства трудящихся евреев» (ОЗЕТ). Задачи этих двух организаций были описаны ваше.

Возглавляли КОМЗЕТ и ОЗЕТ Петр Гермогенович Смидович (1874-1935) годы жизни и Юрий Ларин (Ихил-Михл Залманович Лурье (1882-1932) годы жизни, затем Семен (Шимен) Маркович Диманштейн (1886-1938) годы жизни.

Если посмотреть немного назад, то, начиная с 22 марта 1880 года в России уже существовала еврейская организация под названием «Общество ремесленного труда» (ОРТ), полное первоначальное название которого было «Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России», которое с 1921 года открыло свое «официальное» подразделение в России.

План создания этой организации разработал сын раввина Николай Бакст, писатель и профессор физиологии Санкт-Петербургского университета, с целью помощи евреям в получении сельскохозяйственной профессии и убедил в реальности своего плана железнодорожного магната еврея Самуила Полякова, который первым внес двадцать пять тысяч рублей в фонд организации. Его поддержал «еврейский барон» Гораций Гинцбург, глава столичной еврейской общины.

Наибольшего «успеха» ОРТ в России в дореволюционное время добилось на ниве организации ремесленных школ и профессиональных классов при начальных училищах. До 1906 года в адрес ста пятидесяти школьных еврейских учреждений было направлено более двухсот тысяч рублей.

Следующая зарубежная еврейская организация была представлена в России еврейским колонизационным обществом (ЕКО), которая была филантропической организацией, созданной в сентябре 1891 года в Лондоне в виде акционерных компаний с капиталом в два миллиона фунтов стерлингов с целью помощи в колонизации Аргентины евреями из Российской империи и других восточноевропейских государств. В 1892 году в Санкт-Петербурге также открылось отделение ЕКО, возглавляемое все тем же «еврейским бароном» Г.Гинцбургом.

Всего при помощи ОРТ переселилось «неорганизованных евреев» в разные места России сто семьдесят ремесленников, которым было выдано в виде безвозвратных ссуд двадцать семь тысяч рублей. На этом деятельность ОРТ по переселению евреев в глубь страны прекратилась, поскольку никто из переселившихся не хотел заниматься тяжелым физическим трудом. Думаю, что не надо акцентировать внимание на том, что выделенные деньги никто из евреев не вернул.

Еще одним филантропическим еврейским подразделением в России стало Общество здравоохранения евреев (ОЗЕ), которое возникло по инициативе группы еврейских общественных деятелей еще в августе 1912 года в Петербурге как Общество сохранения здоровья евреев.

Во время Первой Мировой Войны был создан в России Еврейский комитет помощи жертвам войны (ЕКОПО), общество, созданное в России в 1914 году для помощи евреям жертвам войны. В 1920 году, с созданием еврейской советской общественной организации Идгезком, Еврейский комитет помощи жертвам войны был поглощен ею, хотя его ленинградское отделение (ЛЕКОПО) было ликвидировано лишь в январе 1930 года.

Московское еврейское общество помощи жертвам войны (МЕВОПО), финансировало создание общежитий для еврейских беженцев, домов для еврейских инвалидов и престарелых, распределительных пунктов для выдачи финансовых и материальных пособий нуждающимся евреям, домовых кухонь, столовых для них и т.д.

НКВД также «отметился» в создании Еврейского Общественного Комитета (Евобщесткома), который был создан 9 июня 1920 года на основании устава, утвержденного НКВД РСФСР. Его задачей являлось получение и распределение материальной помощи, поступавшей из-за границы для пострадавших от погромов евреев.

Следующей общественной организацией, стоящей на защите исключительно еврейского населения России, было Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ), существовавшее в СССР с 1925 по 1938 год, и ставившей первоначально целью обустройство советских евреев посредством переселения их на землю с целью приобщения к сельскохозяйственному труду. В президиум этого общества вошли «великий русский» поэт В.В.Маяковский, театральный режиссер С.М.Михоэлс, еврейский поэт И.С.Фефер и другие. Возлюбленная Маяковского Лиля Брик пристроилась на должность в канцелярию Московского отделения ОЗЕТа, правда, продержалась там меньше года.

По утвержденному государством Уставу ОЗЕТа «лишенцы» получали право вступать в общество, что автоматически восстанавливало их в гражданских правах. К 1926 году в общество вступило более шестидесяти тысяч человек, а к концу следующего года в нем состояло уже более ста тысяч евреев. Однако затем льготы лишенцам «прикрыли», и темпы роста общества резко уменьшились.

ОЗЕТ стал проводить всесоюзные лотереи, принесшие в фонд переселенческого движения миллионы рублей. Отделения ОЗЕТ-лотереи были открыты и за границей, евреи Америки и Европы охотно принимали участие в этих розыгрышах с целью поддержать «голодающих евреев России».

Эта организация за рубежом пользовалось всесторонней поддержкой и «могущественного» III Интернационала, руководство которого в значительной части находилось в руках тех же евреев. Озетовцы чрезвычайно быстро проникли и в Палестину и создали в Тель-Авиве «Палестинское общество содействия еврейскому земледелию Советского Союза (АГРУ).

Иностранная еврейская организация Джойнт (American Jewish Joint Distribution Committee), о которой уже вскользь упоминалось, была американским объединенным еврейским комитетом по распределению фондов среди евреев всего мира. Джойнт для финансовой поддержки переселяющихся евреев в Крым создала свое обособленное подразделение в России под названием «Агро-Джойнт».

В начале 1921 года евреи «Джойнта», «ОЗЕ» и «ЕКОПО» «проявили самостоятельность» и вышли из состава Евобщесткома. Думаю, каждому понятна причина таких действий. По их мнению, финансирование переселенцев должно было идти помимо государственных структур напрямую переселяющимся. Ответом еврейского отдела Наркомнаца было жесткое давление на ЕКОПО и ОЗЕ. Весной 1921 года ЕКОПО было вынуждено прекратить свою деятельность. Весной 1922 года была запрещена деятельность ОЗЕ.

Активное стремление руководства Евобщесткома, в котором преобладали функционеры Евсекций, монополизировать систему поступления финансовых и других материальных средств из-за границы после окончания гражданской войны в конечном итоге привели к частичному бойкоту Евобщесткома за пределами СССР. В 1922-1924 годах с Евобщесткомом продолжали сотрудничать ОРТ, еврейские землячествами, выходцами из России в США и американскими еврейскими организациями. Иными словами, евреи не смогли поделить уже между собой денежные потоки.

Итак, за переселение евреев «на земли обетованные» взялись евреи всего мира с целью создания, в частности в Крыму, обособленного территориального еврейского подразделения с конечной целью выделения его из состава России, что, вполне естественно, нигде не афишировалось, особенно на начальном этапе его образования.

В 1927 году против еврейской колонизации выступил крымский татарин председатель ЦИК Крымской АССР Вели Ибраимов. Он был арестован и казнен, поскольку его идеи «не совпадали с генеральной линией Партии».

Избавившись от татарской оппозиции процессу переселения евреев на татарские территории, «Агро-Джойнт» приступил к выполнению своих обязательств и уже в 1927 году в еврейских поселениях работало шестьдесят четыре трактора, двадцать паровых молотилок, тридцать шесть сортировок веялок и другой сельскохозяйственной техники. Действовали пять заводов по переработке молочных продуктов, маслобойные, кожевенные и черепичные заводы, наметилось развитие промышленного птицеводства.

«Агро-Джойнт»ом были построены инкубаторы и птицефермы в Симферопольском и Джанкойском районах. Осенью 1928 года было поднято шестьдесят восемь тысяч гектаров целины в степной части Крыма. Переселенцами было устроено восемьдесят восемь новых деревень, в среднем по сорок пять дворов в каждой.

Благодаря привезенной из Америки специальной техники для «производства» колодцев очень быстро удалось устроить сорок три артезианских колодца и пятьдесят один шахтный колодец глубиной от восьмидесяти до ста двадцати метров. В 1928 году было заложено восемьдесят гектаров виноградников при помощи французских плантажных плугов. В том же году уже функционировало восемьдесят семь производственных кооперативов, среди них было четыре коммуны с составом в сто пятьдесят три семьи, восемнадцать товариществ по совместной обработке земли, объединивших триста тридцать семей, двадцать машинных товариществ, тридцать пять посевных и восемь овцеводческих товариществ, четыре сельскохозяйственные артели и десять сыроваренных кооперативов.

На законодательном уровне еврейские «инициативы» были закреплены 5 мая 1929 года, когда была принята новая Конституция, согласно которой название автономии было изменено на «Крымская Автономная Социалистическая Советская Республика».

В 1931 году в переселенческих колхозах было выстроено в дополнение к вышесказанному еще пятьдесят семь силосных башен емкостью по сто пятьдесят тонн каждая. К началу 1932 года переселенческие поселки насчитывали уже девяносто четыре силосных башни, полностью обеспечивающих развитие животноводства на полуострове.

В 1936 году завод «Агро-Джойнт»а в Джанкое приступил к производству первых в стране дождевальных аппаратов. Работали мастерские по ремонту тракторов, которые со временем переросли в ремонтно-механический завод «Агро-Джойнта», оснащенный современным на то время оборудованием и обслуживавший сельскохозяйственную технику Крыма и южных районов Украины. На заводе работало до семисот человек.

Вспашка и посев 95% площади зерновых культур в переселенческих колхозах в 1931 году производилась тракторами с соответствующим прицепным и навесным инвентарем. В начале 1930-х годов еврейские хозяйства в Крыму начали использовать комбайны, с помощью которых собрали до 94% зерновых.

Значительное внимание уделялось и электрификации созданных поселений. Для обеспечения электроэнергией строились линии электропередач и сельские электростанции. В 1936 году пятьдесят пять из восьмидесяти пяти еврейских колхозов были электрифицированы, они уже в 1935 году вели электрическую молотьбу, были внедрены две передвижные станции для стрижки овец электрическими машинками.

Для повышения доходности в хозяйствах были организованы заводы по переработке сельскохозяйственной продукции. Уже в 1927 году работали пять заводов по переработке молочных продуктов, маслобойный и кожевенный заводы. До конца 1930 года в Крыму евреями было создано шестнадцать сыроваренных заводов.

В сентябре 1931 года на базе заграничных машин в поселке «Шолом-Алейхем» была открыта трикотажная артель, которая производила фуфайки, чулки, перчатки. Работали керченский металлургический завод и севастопольский «Севморзавод».

Во Фрайдорфском районе были построены кирпично-черепичный и известковый заводы, комбинат по добыче строительного камня, мясомолочный комбинат, заводы по производству вин и газированных вод. С целью подготовки молодежи рабочих специальностей был создан еврейский техникум механизации.

Только за 1928 год был построен четыреста сорок один жилой дом для еврейских переселенцев. Далее строительство жилых домов в Крыму только нарастало. Все дети школьного возраста посещали учебные заведения. Действовало семьдесят девять школ первой ступени, семь школ второй ступени, пятнадцать вечерних школ по подготовке в вузы и техникумы для взрослых.

В 1932 году во Фрайдорфе был открыт педагогический техникум, а неподалеку от Сак (Чеботарки) сельскохозяйственный техникум, преподавание в которых велось на идиш. Все еврейские поселения были радиофицированы. Кинопередвижки имелись в каждом районе; активно работали избы-читальни, каждый год открывались библиотеки. С октября 1930 года выходила радиогазета «Эмес» («Правда»), газета «Ленин вег» («Ленинский путь»). В 1933 году был создан Крымский еврейский колхозный стационарный театр, параллельно с ним работал и передвижной еврейский театр.

Однако, стратификация еврейского населения в Крыму не была направлена изначально на достижение конечных сельскохозяйственных результатов на основе физического труда, поскольку наиболее многочисленную социальную группу составляли служащие с крайне разнородным профессиональным составом, не занятые до этого физическим трудом. Большинство бывших служащих было занято в различных государственных, кооперативных и частных учреждениях и организациях, кооперативной и частной торговле и кредите. Только незначительная часть переселяемого еврейского населения была приспособлена к тяжелому сельскохозяйственному труду. Кроме этого, проявила себя «еврейская смекалка» и некоторые переселенцы, получив землю на новом месте, сдавали ее в аренду, а сами возвращались к привычным местечковым занятиям.

Однако, следует акцентировать внимание и на том, что руководство «Агро-Джойнт»а, не раздавало деньги просто так. Это была ссуда под 3% годовых. И тут впервые открыто появились векселя, связанные с землей Крыма. В Соединенных Штатах эти акции котировались под названием «Крымская Калифорния», а их «держателями» были президенты США Гувер и Рузвельт, еврейские магнаты и политики типа Рокфеллера и Маршалла, и даже генерал Макартур «прикупил немного». Всего более двухсот граждан США, преимущественно еврейской национальности, приобрели акции «Крымской Калифорнии».

Как уже вскользь отмечалось, Еврейским переселенцам деньги шли через банк «Агро-Джойнт», минуя советский бюджет. Иосифа Сталина сей факт очень раздражал и на одном из заседаний Политбюро он сказал, что проект ЕССР следует закрыть.

Еще одним «основанием» для переселения евреев на Дальний Восток стали «конфликты», местами переходящие в погромы уже осевших еврейских семей. Кончилось тем, что на одном из заседаний Политбюро Сталин заявил, что ничего, кроме национальной междоусобицы, проект под названием «Крымская Калифорния», стране не дает. Он отметил, что «Мы не можем разжигать пламя межнациональной вражды», и в 1934 году учредил еврейскую автономию на Дальнем Востоке с центром в Биробиджане. И проект закрыли, перенаправив его на Дальний Восток.

Немного истории о биробиджанском проекте. Еще в 1915 году на месте Биробиджана была открыта станция Тихонькая, при ней был основан поселок, который в 1928 году был преобразован в рабочий поселок Тихонькая-Станция, а позже ему было присвоено наименование Биробиджан. К началу заселения 1928 году в селении проживало шестьсот двадцать три человека, насчитывалось двести тридцать семь разбросанных деревенских домиков, были построены начальная школа, почта и кооперативная лавка.

В 1928 году ЦИК СССР выделил на Дальнем Востоке земли «для переселения трудящихся евреев с тем, чтобы при благоприятных условиях создать там еврейскую автономную территориально-административную единицу». В 1930 году на этих землях был основан Биробиджанский еврейский национальный район, получивший в мае 1934 году статус Еврейской автономной области.

В первые годы колонизации Дальнего Востока в Биробиджан прибыло достаточно большое число евреев-поселенцев, однако более половины поселенцев, прибывших в 1928-1933 годах, покинули область. Всего за первые шесть лет колонизации прибыло девятнадцать тысяч шестьсот тридцать пять евреев, а уехало одиннадцать тысяч четыреста пятьдесят, то есть осталось только восемь тысяч сто восемьдесят пять человек. В начале 1930-х годов около тысячи четыреста еврейских иммигрантов прибыло в Биробиджан из США, Аргентины, Европы, Палестины и других стран. К началу 1936 года население Биробиджана составляло около двенадцати тысяч человек.

В 1928 году был организован еврейский переселенческий колхоз «Ройтер Октябер» («Красный Октябрь»). В следующем году был организован еврейский сельский совет, были построены Дом Советов, столовая, переселенческий пункт, начальная школа, четыре общественных и хозяйственных здания, жилые дома, пекарня и агропункт.

К 1930 году было распахано несколько сотен гектаров целины, построена Амурзетская МТС, которая обслуживала колхозы района. В 1933 году был организован еще один колхоз «Ленинфельд», в котором осело двадцать пять семей. В 1937 году начала работать районная поликлиника, функционировали консервный и сыроваренный заводы. Здесь действовали школа, ясли, прачечная, баня, кустарный кирпичный завод и лесопилка.

В 1930-е годы здесь начали создаваться небольшие предприятия деревообрабатывающей, легкой и металлообрабатывающей промышленности, ориентированные на кустарей. К 1939 году в городе уже были организованы железнодорожный, педагогический и медицинский техникумы. В областном центре началось издание газет «Биробиджанская звезда» на русском языке и «Биробиджанер штерн» на идише, литературно-художественного и общественно-политического журнала «Форпост», вещание Биробиджанского радио. Открылся Государственный Еврейский театр имени Л.М.Кагановича, и музей, было запущено автобусное движение.

Поскольку «Агро-Джойнт» не поддержал планы массового переселения евреев на Дальний Восток, то в сентябре 1936 года ЦИК СССР принял постановление о частичной передаче функций переселения в Еврейскую автономную область от Комзета в НКВД. И уже через год рабочий поселок Биробиджан получил статус города на основании постановления Президиума ВЦИК от 2 марта 1937 года №17 «О преобразовании рабочего поселка Биробиджан в город».

После войны этот процесс не был остановлен и 26 января 1946 года было опубликовано специальное постановление Совета народных комиссаров РСФСР «О мероприятиях по укреплению и дальнейшему развитию хозяйства Еврейской автономной области», которое среди прочих мер предусматривало отправку в область пятьдесят учителей и двадцать врачей, «в первую очередь еврейской национальности». Секретариат ЦК КПСС принял постановление от 4 апреля 1946 года «О мерах помощи обкому ВКП(б) Еврейской автономной области в организации культурно-просветительской работы среди населения», в результате которого было законодательно разрешено выпускать газету «Биробиджанер штерн» вместо одного два раза в неделю; увеличить тираж газеты на русском языке «Биробиджанская звезда» до десяти тысяч экземпляров и объем до четырех полос, создать в области книжное издательство и издавать альманах на идиш. Результатом таких действий стало прибытие в этот район одной тысячи семьсот семьдесят еврейских семей.

В 1947 году в Биробиджане была открыта синагога, в некоторых городах района функционировали еврейские театры, действовали еврейские издательства, однако все попытки руководства области получить разрешение центральных властей на расширение еврейского образования, на создание в Биробиджане государственного еврейского университета и широкой сети политехнических учебных заведений на идиш были отвергнуты.

Однако, мало кто знает, но Биробиджан был не единственным местом, куда было предложено переселиться евреям СССР. Так, параллельно с биробиджанским проектом на государственном уровне развивался и проект в Дагестане. 5 января 1927 года объединенное заседание Президиума ЦИК и СНК ДАССР рассмотрело внесенный наркомом по земельным вопросам ДАССР Ахундовым вопрос «О землеустройстве еврейского населения» и принял решение о создании при Переселенческом комитете специальной комиссии, которой поручалось разработать на ряд лет план наделения землей евреев ДАССР.

6 апреля 1927 года было принято постановление бюро Дагестанского Обкома компартии о создании при ЦИК ДАССР КОМЗЕТа (Дагкомзет). Для осуществления намеченных мероприятий в Кизлярском округе был выделен земельный фонд общей площадью в двенадцать тысяч гектаров. Из этого фонда были отведены участки для двух образовавшихся в 1927 году переселенческих поселков (им. Ларина и им. Калинина) общей площадью в шесть тысяч шестьсот пятьдесят гектаров. В Калининский и Ларинский поселки переселилось двести пятьдесят семей горских евреев.

Весной 1928 года власти Дагестана выделили евреям еще пять участков площадью три тысячи девяносто гектаров на расстоянии от семи до двадцати километров от Дербента. Эти участки находились рядом друг с другом и шли вдоль железно дорожного полотна Дербент-Баку. Планировалось за пять лет поселить там пятьсот пятьдесят семей. Им передавались дополнительно шестьдесят гектаров земли, занятой виноградниками. Осенью 1928 года начались работы по подготовке земель. Поселенцы получили ссуды на сумму в семьдесят шесть тысяч семьсот двадцать рублей. КОМЗЕТ предоставил и технику в виде тракторов.

В том же 1930 году в окрестностях Дербента возник еврейский колхоз имени Смидовича, где было сто семей. Еще сто пятьдесят восемь семей были объединены в тринадцать сельхоз кооперативов. В августе 1931 года в Дагестане было уже двадцать два еврейских колхоза в составе пятиста двадцати девяти горско-еврейских семей. Наряду с колхозами там существовали около четырехсот частных еврейских хозяйств, существовало пять артелей горских евреев-рыбаков в составе примерно четыреста семей. Впоследствии они были объединены в один колхоз имени Сталина.

В период начала массовых гонений на евреев по всей стране в документах органов власти ДАССР с 1937 года термин «горские евреи» был заменен на термин «таты».

В Краснодарском крае также были основаны два еврейских колхоза в поселениях Богдановка и Ганштаковка, численность которых составляла в 1929 году около трехсот двадцати семей.

В Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республике был один еврейский колхоз. Горсовет Грозного выделил в 1927 году около трехсот гектаров пятидесяти семьям горских евреев и организовал их в кооператив. В 1928 году был приобретен инвентарь, и евреи начали обрабатывать землю.

В 20-х годах в Узбекской ССР действовал ряд еврейских культурных, научных, образовательных организаций, еврейские колхозы, но в 30-е годы все они были закрыты, а бухарско-еврейская интеллигенция была репрессирована.

Во второй половине 20-х начале 30-х годов в Узбекистане было организовано двадцать еврейских колхозов. В Таджикистане было два еврейских колхоза, в Туркмении, Казахстане и Киргизии по одному.

В 1926 году Рафаэль Худайдатов организовал в десяти километрах от Самарканда колхоз из тринадцати хозяйств для евреев. К 1934 году в колхозе уже было четыреста объединенных хозяйств, там были синагога, больница, равы и шохеты. К 1950 году колхозы бухарских евреев были окончательно ликвидированы и слиты с хозяйствами местных народностей.

В ходе массовых репрессий 1937-1938 годов была уничтожена и значительная часть руководства «ОЗЕТ»а. В мае 1938 «ОЗЕТ» было ликвидировано особым указом ЦИКа. Обособленной крымской еврейской республики в Крыму «не получилось». В этом же году прекратилась деятельность всех зарубежных еврейских организаций в СССР.

В феврале 1939 года Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило постановление «О ликвидации и преобразовании искусственно созданных национальных районов и сельсоветов» и к 1941 году в Крыму еврейские национальные районы перестали существовать полностью, как и другие вышеописанные.

Дополнительным «стимулом» для решения еврейской проблемы в СССР стал факт присоединения в 1939-1940 годах территорий со значительным еврейским населением Западной Белоруссии, Западной Украины, Литвы и Латвии, значительная часть которых была выслана с этих территорий в глубь страны перед самым началом войны, что и спасло им жизнь. Оставшиеся на этих территориях евреи были в основной своей массе уничтожены.

В конце 1947 года И.Сталин принял решение распустить Еврейский антифашистский комитет и провести широкую волну арестов среди представителей еврейской культурно-политической элиты страны. В 1948-1951 годах все еврейские культурные учреждения, издания, альманахи были ликвидированы не только в Биробиджане, но и по всей стране.

В 1952 году в колхозах имени Сталина, Молотова и Кагановича большинство продолжали составлять евреи, руководство колхозами было полностью еврейским. В конце 60-х годов еврейские колхозы в окрестностях Дербента были присоединены к совхозам, принадлежащим винному тресту «Дагвино», члены колхозов превратились в наемных рабочих. В итоге евреи стали покидать совхоз. В начале 70-х годов лишь около 10% горских евреев оставались колхозниками.

Итак, на фоне вышеприведенных фактов можно заключить, что при недосягаемой для российской крестьянской массы населения организации сельскохозяйственного производства евреи, тем не менее не были заинтересованы в результатах своего труда непосредственно на земле. Их уровень образования значительно превосходил уровень образования СССР в целом. В 1929 году евреи составляли 13,5% всех студентов высших учебных заведений в СССР, в 1933 году 12,2%, в 1936 году 13,3% всех студентов и 18% всех аспирантов. По данным переписи населения 1939 года 26,8% всего еврейского населения в трудоспособном возрасте имели среднее образование и 5,7% высшее. У всего населения СССР эти показатели были соответственно 8% и 0,6%. Доля евреев в научной среде к 1937 году составляла 17,6%, евреи составляли немногим менее 27% всех врачей, более шести с половиной тысяч писателей, журналистов и редакторов, более пяти тысяч актеров и режиссеров, более шести тысяч музыкантов, немногим менее трех тысяч художников и скульпторов, более пяти тысяч юристов. Именно в конце 1930-х годов роль евреев в различных сферах общественной жизни советского общества достигла своего апогея за весь период существования советской власти.

На этом фоне, в области Русской культуры стали происходить значительные изменения, проводимые политикой Сталина в противовес засилью еврейской культуры в стране. Постепенно, «очень осторожно», начался разворот в сторону возрождения национальных русских традиций. В этой связи стала возрастать роль исторического образования, исторических исследований, безусловно, сориентированных в требуемом направлении. Так, с 1 сентября 1934 года были восстановлены исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах, а к 1938 году эти факультеты уже имелись в тринадцати университетах страны. Большую роль в подготовке специалистов гуманитарных наук играли Московский и Ленинградский институты истории, философии и литературы (МИФМИ и ЛИФЛИ, а также Историко-архивный институт и Институт народов Севера в Ленинграде.

В 1937 году, в годовщину столетия со дня смерти Пушкина, его день рождения был отмечен как всенародный праздник. Пушкин был объявлен достоянием трудящихся России, образцом гражданственности, выразителем национального духа. Пушкинский язык объявлялся речевым каноном, и на этом фоне в советский быт начали возвращаться ценности старой культуры. На страницах печати, в агиткампания, на митингах и встречах с трудящимися начала разворачиваться борьба за культуру речи.

Перед войной Сталин восстанавливает классическое дореволюционное образование в школе. В 1934-1936 годах создается новый единый учебник истории СССР, следует иметь ввиду, что до 1934 года отечественная история в советских школах практически не преподавалась. Был своеобразный «краткий курс» Покровского, где вся дореволюционная русская история сводилась к клеветнической отсебятине с последующим восхвалением революционных событий.

Мало этого, Сталин выступил в защиту православных монастырей, которые он называл источником культуры и просвещения, а также и в защиту Крещения Руси. В 1934 году по указу Сталина в Советском Союзе вводится уголовное наказание за гомосексуализм. Дело в том, что среди гомосексуалистов было большое количество «оппозиционеров». Ягода, который сам был гомосексуалистом, в 1933 году доложил Сталину, что «актив педерастов, используя кастовую замкнутость педерастических кругов в непосредственно контрреволюционных целях, политически разлагал разные общественные слои юношества, в частности рабочую молодежь, а также пытался проникнуть в армию и на флот». Проводя эти мероприятия, Сталину не оставалось ничего другого, как прикрывать свои действия «революционными» лозунгами, но я предлагаю читателю глубже посмотреть на этот процесс с учетом внутри клановой борьбы в высших эшелонах власти.

Прошла чистка и в армии, которая кроме удаления из ее рядов «оппозиционеров» привела к оптимизации ее структуры, поскольку Советская армия на момент начала чисток была самой насыщенной начсоставом. Так, в 1939 году на одного офицера РККА приходилось шесть рядовых, а в вермахте двадцать девять, в английской армии пятнадцать, во французской двадцать два, японской девятнадцать.

Кроме этого, три-четыре класса деревенской школы зачастую были пределом уровня образования даже для высших чинов Советской Армии. А уже 1941 году, когда Советская армия вступила во Вторую Мировую войну процент офицеров, которой имеющих академическое образование был наивысшим за весь межвоенный период и равнялся 7,1%.

В ответ троцкисты и их закулисные дирижеры начали борьбу против сталинской «контрреволюции» своими любимыми методами, такими как клевета и очернение действий, руководителя страны, направленных на возрождение самосознания православного населения России.

Как видим, идеологическая борьба шла не на жизнь, а на смерть! Пришлому народу удалось провести в жизнь лозунг «Овладеем большевизмом!» и начать активно продвигать «марксистко-ленинские идеи», отодвигая на второй план кампанию «Овладеем культурой!». Эта политика «пришлого народа» подразумевала знание основ марксизма и предполагала воспитание «большевистской сознательности». Надо отдать должное, им удалось даже на пике антисемитской кампании «растворить» слабо зарождающуюся национальную культуру в более «широкой» концепции политического самообразования, основанного на учении К.Маркса.