Симон Петлюра. Украинское село и эмиграция в Америку.

Симон Петлюра. Украинское село и эмиграция в Америку.

Украинское село и эмиграция в Америку

«Убогие села, убогие нивы, убог и ободран народ;
Грустные картины, грустные, невеселые»
(Гринченко)

Такие — «грустные картины», которые потрясли сердце поэта, везде по нашей Украине. Везде наши села бедны, везде недоля тяжкая и нищета великая свили себе гнездо, и в какое село ни заглянете — вы не найдете там «тихого рая», а вслед за Шевченко скажете: «Там неволя, работа тяжкая»...

Не лучше, если не хуже, выглядят села и в Галиции, где живут 3 миллиона украинских крестьян. «Села бедные, серые, с головастыми ивами при дороге, с поломанными садиками, болотистыми выгонами, ощипанными стрехами, обвалившимися тут и там заборами» 1,— так рисует галицкое село украинский писатель Франко. А когда подъезжаешь к украинскому селу, все равно к нашему ли или к галицкому, издалека видишь колодезных журавлей, которые поднимаются высоко в небо и словно несут туда молитву и жалобу, горе и проклятие села. Конечно, в селе красуется панская экономия и, словно пасть лютого зверя, глотает и жрет все силы крестьянина, всю его рабочую силу. Рядом с большими панскими полями едва заметны клочки крестьянской земли, на которых не только добра не наживешь, а еще и с сумой пойдешь по миру. Да и в самом деле, разве можно прожить украинскому крестьянину, например, в Киевской или Подольской губернии, где на одну душу еле-еле приходится по 1 и ½  десятин 2, где крестьянину при его бюджете не хватает более 17% «продовольственных средств» 3. И вот мы видим, как из-за такого убожества украинское село нищает, а крестьянин бросается из угла в угол в поисках спасения: то идет в экономию, где сплошь и рядом имеет ежедневно 24,52 копеек, как это бывает на Подолье 4, то убегает в город, где его ожидает такая же нужда, а то и безработица, то, наконец, в последнее время бежит, куда глаза глядят, аж в далекую Америку. В этом году стали переселяться с насиженных мест даже из таких губерний, из которых ранее переселение не находило своих сторонников среди крестьян. Так, например, обстоят дела в Подольской, Волынской и Киевской губерниях. Д. А. Ярошевич в своих интересных статьях «Что делается в деревне Юго-Западного края» 5 представляет среди других такие цифры о новом явлении в селах Правобережной Украины. Тогда как еще недавно (1885—1902 годы) из Подольской губернии отправились на переселение за все время всего лишь только 2000 душ, то теперь эти цифры значительно увеличились. По сведениям местных газет волна переселения захватила немало уездов Киевской и Подольской губерний, и «не одна тысяча крестьян покинула свой родной край». Есть такие волости, как Еркивская (Звенигородского уезда на Киевщине), где процент переселенцев очень и очень высок (7% на 1400—1500 душ всего населения целой волости). Как это всегда бывает в тяжелые времена, переселенцы сбывают свое имущество, хлеб и усадьбы просто за бесценок, и сельские пауки покупают десятину плодородного подольского чернозема за 150 а то и за 100 карбованцев, тогда как обычно цена за десятину здесь больше 200 карб. Если сравнить число переселенцев или отходников, которые идут из Правобережной Украины в Херсонщину, на Кубань и т.д., с числом переселенцев или отходников в Америку, то оно будет очень большим. В другие губернии и местности России переселенцы идут тысячами или десятками тысяч; в Америку пока что идут только десятки и сотни человек. Больше всего ищут себе пристанище в Америке крестьяне с Волыни. Так, например, в последнее время из Заславского уезда из местечка Грицева поехали 40 чел., столько же из села Онишкивцы, из других сел Заславского и Старо-Костантиновского уездов также начинают по одному убегать в далекую страну. Бывали такие случаи, как свидетельствует д. Ярошевич 6, когда с Волыни убегали в Америку крестьяне-аграрники, то есть те, которых осудили на тюремное заключение за прошлогодние забастовки. Знают об Америке и крестьяне Киевской губ. По сведениям того же автора, г. Богуслав Каневского уезда, г. Монастырище Липовецкого уез. и г. Паволоч Сквирского уез. являются теми местами, откуда больше всего киевские крестьяне уезжают в Америку. Одним словом, можно сказать, что теперь крестьянин Правобережной Украины больше надеется на Америку, чем на спасенный и прославленный «Зеленый Клин». Между крестьянами идет разговор о том, что, мол, в Америке и работу легче получить, и денег за нее можно куда больше иметь, чем дома. И вот, под влиянием разных слухов о лучших условиях жизни в далекой стороне, с одной стороны, и под влиянием собственной беспомощности и тяжелой нищеты — с другой, мысль о заработках, а то и об окончательном переселении в Америку начинает все глубже проникать в сознание крестьянина Правобережной Украины. И очень может быть, что недолго уже дожидаться того времени, когда эмиграция наших крестьян в Америку примет такие же большие размеры, как и в среде галицких украинцев. Социально-экономические условия для этого явления в жизни крестьян Правобережной Украины есть. Как в Галиции, так и у нас, такое же социальное неравенство; почти вся земля у нас, как и там, в руках панов, а крестьяне бедствуют и не только не владеют землей, но и на панских полях не всегда могут заработать. Как там, так и здесь они вынуждены искать работу в другой стороне: галицкие крестьяне в последнее время бросились в Германию, наши — с давних времен ходят в Одессу, на Кубань и т.д. Как в Галиции нашли путь в Америку, так и у нас в последнее время начинают нащупывать его. Как там, так и здесь украинское село ищет всякие способы, чтобы предотвратить беду и нищету, которые со всех сторон, словно «вражья сила», окружают его.

Крестьяне Правобережной Украины начинают все больше и больше интересоваться Америкой. Очень способствуют этому разные агенты, по преимуществу из евреев, которые стараются использовать для себя этот крестьянский интерес к новой стране и к новым условиям жизни в ней. Так, по сведениям местных газет, как украинских 7, так и российских 8, по селам начинают разъезжать агенты и подстрекать крестьян к эмиграции в Америку. В городке Паволочи (Сквирского уезда) один из таких агентов зазывал «желающих» присоединяться к компании отходников и вместе с ними ехать в чужую страну. Зазывал он туда крестьян даром, то есть на свои деньги — а за проезд крестьяне должны были ему выплачивать деньги в течение 5 лет из того заработка, который они будут получать за свою работу уже в Америке. Само собой разумеется, что такие агенты, как вот паволоцкий, назначают за проезд в Америку очень большие деньги и пользуются удобным случаем, чтобы заполучить в свои лапы какого-нибудь Грицька или Ивана и высосать из него как можно больше долларов 9.

Об агентах-эксплуататорах, которые рисуют крестьянам золотые горы об Америке, которые обещают им сделать из них в далекой стране чуть ли не богачей, слышно и на Волыни, в Новоградволынском и Острожском уездах.

Как это всегда бывает, наш крестьянин легко ловится на крючок всяких сказок о чужих странах, где, мол, земли много, а работу получить легко. Но из всех сказок об Америке нашего крестьянина больше всего поражает та большая плата, которую он может там получить за свой труд.

Получая какие-то 50 а то 30 коп. поденно у себя дома, крестьянин, конечно, «польстится» на 2, а то и 3 доллара, которые получает рабочий в Америке. Привлекает крестьян, что бы там ни говорили, и свободная жизнь далекой страны, политическая свобода, которая в ней господствует и отсутствие тех притеснений, которые они всегда на себе ощущают в общественной и национальной жизни у себя дома. Украинский крестьянин, приехав в Америку, имеет полную возможность читать свою родную украинскую газету, открывать свои национальные, культурно-просветительские институты, школы, библиотеки, общества и т.д. Он имеет возможность наслаждаться свободной и независимой политической жизнью, то есть ощущать все то, к чему стремится в последнее время его проснувшаяся мысль и куда закрыла ему пути российская действительность. Поехав в Америку, наш крестьянин, хотя и «без языка», а все-таки не будет чувствовать себя таким уж чужим и одиноким в какой-то там Канаде или Филадельфии. Во многих штатах Америки он найдет родных для себя по национальности и по языку украинцев из Галиции и Буковины, которых за последние 15 лет набралось здесь более 80 тысяч 10. С их помощью он не будет блуждать, как слепой без поводыря, по чужой стране, а найдет себе работу. С их помощью он быстрее узнает и об условиях здешней жизни и сумеет осуществить те мечты, с которыми он ехал сюда из родного села. Интересно отметить, что наши эмигранты не теряют связей с семьей, с родным селом, а поддерживают их и делятся своими заработками, посылая лишние деньги бедным семьям, которые остались где-то там, на Волыни или в Галиции. Так, например, украинские эмигранты из Галиции и Буковины, начиная с 1899 года, посылают домой ежегодно больше 1 миллиона долларов, то есть на наши деньги около 2 миллионов карбованцев.

О том, как именно устраиваются в Америке наши эмигранты, крестьяне из Правобережной Украины, нельзя сказать ничего определенного. Часть из них занимается земледелием и селится в плодородных степях Канады, где в таких местностях, как Манитоба, Саскачеван и Альберта живет немало украинцев из Галиции. Другие работают на машиностроительных заводах Филадельфии 11, в угольных шахтах Бритиш-Колумбии и на разных железных дорогах, по преимуществу в Колумбии. В последнее время украинские рабочие начинают работать и в таких больших городах, как Чикаго и Нью-Йорк, где они основали даже свое общество рабочих.

Вообще можно сказать, что украинские эмигранты и из Галиции, и из нашей Украины не прерывают связи между собой в далекой Америке. Они основывают разные общества, устраивают украинские спектакли, устраивают собрания, живо интересуются всем тем, что происходит в родной стране, откуда недоля и нищета заставили их убежать на чужбину. Насколько живо откликаются украинские эмигранты в Америке на все то, что происходит в родной стороне, показывает хотя бы то, что они часто посылают сюда немало денег на разные общественные дела: поддерживают своей помощью политические партии, дают финансовые субсидии рабочим и крестьянам, которые бастуют против помещиков и т.д., — вообще не забывают о своих национальных обязательствах перед родной страной и родным народом.

С. Петлюра

Примечания

1. См. его повесть «Перекрестные пути».

2. Веселовский Б. Крестьянский вопрос и крестьянское движение в России. 1907. Ст. 5.

3. Проф. Янсон: Материалы Комиссии 16. X. 1901.

4. Описание Могилев-Подольского имения г. майора Устинова, 1906. Немиров.

5. «Товарищ». 1907. № 324.

6. «Товарищ». 1907. № 366.

7. «Рада».

8. «Вестник Волыни».

9. Доллар — на наши деньги около двух карбованцев.

10. «Канадийский фармер» ч. 38, 1907 р.

11. «Товарищ» ч. 366 от 1907 г.

Здесь текст приводится по изданию: Симон Петлюра. Главный атаман. В плену несбывшихся надежд. Под редакцией Мирослава Пововича и Виктора Мироненко. Москва - Санкт-Петербург. 2008. С. 90-95.

 

Рубрика
Персона

adlook_adv