Гегель.

Гегель.

ГЕГЕЛЬ

Немецкий философ Георг-Вильгельм-Фридрих Гегель (1770—1831) завершил развитие немецкого классического идеализма. Он жил в период, когда в ряде европейских стран уже прошли буржуазные революции.

Немецкая буржуазия, в силу своей слабости и страха перед массами, искала соглашения с прусской монархией, нуждаясь в ее экономической поддержке и в защите силою государственной власти от собственного народа. В этих условиях передовые люди из немецкой буржуазии и интеллигенции, не видя за собою сколько-нибудь крупной политической силы, которая могла бы их поддержать, не смея отважиться на политическую борьбу, искали и находили выход своим критическим устремлениям в отвлеченной области философских построений.

Энгельс говорил, что в Германии XIX века «философская революция служила введением к политическому перевороту». В «неуклюжих, скучных периодах» произведений Гегеля скрывалась революция.

На прогрессивные идеи Гегеля оказала большое влияние Французская буржуазная революция 1789 г. Период учебы, а затем и самостоятельной публицистической, научной и педагогической деятельности Гегеля совпал

[86]

с собранием нотаблей во Франции, с созывом Национального собрания. Французская революция оказала огромное влияние и на немецкую философию, литературу и искусство.

Время Гегеля относилось к расцвету немецкой литературы и искусства. Появляются создавшие эпоху произведения Лессинга «Эмилия Галотти» и «Натан Мудрый», ряд произведений Гете, «Разбойники» Шиллера. В это же время Кант создает «Критику чистого разума». То была действительно эпоха «бури и натиска» в области теории и литературы.

С 1808 до 1816 г. Гегель был в Нюрнберге директором классической гимназии, где одновременно преподавал философские науки. В 1816 г. (уже на 46-м году жизни) он занял философскую кафедру в Гейдельбергском университете, а через два года получил назначение в Берлин. В Берлинском университете он читал курс истории философии, философии религии, эстетики, философии права, философии всемирной истории, логики, философии природы.

Классики марксизма-ленинизма резко осуждали тех, кто односторонне подчеркивал лишь примирение Гегеля с прусской действительностью и в этом видел смысл всех его философских исканий.

«Хотя сам Гегель был поклонником самодержавного прусского государства, на службе которого он состоял в качестве профессора Берлинского университета, — учение Гегеля было революционным» 1 , — писал Ленин.

Энгельс в письме к Марксу от 8 мая 1870 г. указывает на неправильное истолкование учения Гегеля Вильгельмом Либкнехтом:

«...Идиотство зашло так далеко, что уже дальше терпеть никак нельзя. К слову Гегель этот человек делает следующее примечание: «Более широкой публике известен как мыслитель, открывший (I) и прославлявший (!) королевско-прусскую государственную идею (!!!). Я ему задал за это хорошую трепку и прислал для напечатания заявление, выдержанное при данных условиях в максимально мягких тонах... Этот невежда имеет бесстыдство думать, что с таким человеком, как Гегель, он может разделаться одним словом «пруссак», и при этом он еще имеет наглость

-------

1. Ленин. Соч. т. I, стр. 410.

[87]

внушать публике, что я это сказал... Лучше совсем не печататься, чем печататься так, что благодаря Лнбкнехту прослывешь ослом» 1.

«Я ему писал, — отвечает Маркс Энгельсу, — что если он о Гегеле способен лишь повторять старые глупости Роттека-Велькера, то ему бы лучше помолчать. Это он называет «разделаться с Гегелем без особенных церемоний»... Этот человек действительно слишком глуп»  2.

Гегель — философ-идеалист. Рассматривая действительность в развитии, он признавал источником этого развития не природу, а дух, не материю, а абсолютную, объективную идею. Эта идея, по мнению Гегеля, существует вечно и независимо от природы и от человека, почему и носит название объективной, абсолютной. Только она, эта абсолютная, объективная идея, живет, развивается; реальный мир — природа и общество, все богатство мира — есть лишь отражение идеи, результат ее активности.

«Абсолютная идея» в своем движении проходит три основные ступени. Во-первых, идея порождает и накопляет свое собственное богатство. Этот процесс Гегель рассматривает в своем произведении «Наука логики». Во-вторых, идея переходит в свою противоположность, обнаруживая себя в материальном мире — в природе. Эту ступень развития идеи Гегель рассматривает в «Философии природы». Наконец, в-третьих, развитие идеи завершается полным совпадением «мирового разума» с сотворенной им природой и обществом, тождеством идеи и мира, по терминологии Гегеля — «абсолютным знанием». Третья ступень развития идеи показана Гегелем, главным образом, в «Философии духа». Задача философии, по Гегелю, в том и состоит, чтобы раскрыть исторический путь самодвижения «абсолютного разума», как единственно активной, реально существующей силы.

Итак, Гегель указывает три главные ступени в самодвижении «мировой» или «абсолютной» идеи. Но в своем историческом развитии эта «абсолютная идея» проходит, по Гегелю, многочисленные, более частные ступени, и в каждой из них «мировой дух» обнаруживается той или иной чертой своей сущности. Маркс и Энгельс писали, что у Гегеля не только весь материальный мир превратился

--------

1. Маркс и Энгельс, Соч., т. XXIV, стр. З95.

2. Там же, стр. 336.

[88]

[иллюстрация]

[89]

в мир мыслей, но и все общество, история природы — в историю мыслей.

Энгельс в своей классической работе «Анти-Дюринг», где стройно и систематически изложены основы философского мировоззрения пролетариата, всесторонне доказал, что взгляд, согласно которому идеями и представлениями людей созданы условия их жизни, опровергается всей историей общества.

Ленин и Сталин продолжили классическую критику идеализма Гегеля. Ленин писал, что не природа должна быть выведена из истории духа, а, наоборот, «логика и теория познания должна быть выведена из «развития всей жизни природы и духа» 1.

Товарищ Сталин, исходя из работ Маркса, Энгельса, Ленина, писал:

«Неправильна та мысль, что будто идея и вообще духовная сторона в своем развитии предшествует природе...»  2

Но при всей ошибочности своего идеалистического объяснения мира Гегель имеет огромные заслуги перед наукой. Он сумел охватить более широкую область наук, чем кто-либо другой из предшествовавших ему философов. Исследовав возникновение и развитие человеческой мысли (в сочинении «Феноменология духа»), Гегель пришел, по словам Энгельса, к выводу, что развитие индивидуального сознания человека на различных ступенях общественной и научной жизни можно рассматривать, как сокращенное воспроизведение ступеней, исторически пройденных человеческой мыслью. Изучая логику, философию природы, философию духа, философию истории, эстетику, философию права, религии, историю философии, Гегель старался в каждой из этих областей «найти и указать проходящую через нее нить развития. А так как он обладал не только творческим гением, но и энциклопедической ученостью, то его появление везде составило эпоху» 3 .

Поняв всю историю человеческой мысли, как закономерный единый процесс, развивающийся диалектически,

------

1. Ленин, Философские тетради, стр. 180.

2. Цит. по книге Л. Берия, К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье, стр. 124, 1939 г.

3.  Энгельс, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, стр. 12, 1939 г.

[90]

Гегель угадал в развитии идей развитие вещей, в развитии понятий — действительную жизнь. Но, будучи объективным идеалистом, Гегель мистически объяснил всю мировую историю действием некоего абсолютного разума. Он поставил эту историю в зависимость от истории идей и не сумел, как это отметил Ленин, вскрыть и показать в истории мышления отражение истории природы и общественной жизни.

Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин, дав критику идеализма гегелевской философии, оценили ее историческое значение. Преимущество Гегеля по сравнению с другими философами и учеными, выступавшими до него, Энгельс видел в огромном историческом чутье Гегеля. Его философская система была крайне абстрактной и идеалистичной, но ход мыслей у Гегеля развертывался параллельно ходу истории. В его произведениях красной нитью проходит историческое понимание мира.

Однако подобное угадывание Гегелем развития действительности не уничтожает абстрактности и идеалистического характера гегелевской философии.

По Гегелю, существо развития «абсолютной идеи» состоит в том, что она будто бы в процессе своего развития создает, отчуждает от себя в качестве своего инобытия предметный мир.

Ленин прекрасно вскрыл всю мистическую суть этого отчуждения природы идеями и понятиями. Он жестоко высмеял антинаучную суть подобных заключений Гегеля: «Природа = погружение понятия во внешность» (ха-ха!)» 1 .

Как ни старался Гегель доказать, что природа зависит от идеи, он таких доказательств не нашел. Маркс писал, что мир остался реальным и не зависимым от человека, хотя, по Гегелю, он уже давно растворен в сознании. Так, даже самый выдающийся представитель идеалистической философии, пытаясь «доказать» зависимость материи от развития сознания, вступил в резкое противоречие с наукой.

Только диалектический материализм дал уничтожающую критику идеалистических представлений, согласно которым природа и общественное развитие зависят от развития или существования идей.

-------

1. Ленин, Философские тетради, стр. 180.

[91]

 «В противоположность идеализму, который считает мир воплощением «абсолютной идеи», «мирового духе», «сознания», — философский материализм Маркса исходит из того, что мир по природе своей материален, что многообразные явления в мире представляют различные виды движущейся материи, что взаимная связь и взаимная обусловленность явлений, устанавливаемые диалектическим методом, представляют закономерности развития движущейся материи, что мир развивается по законам движения материи и не нуждается ни в каком «мировом духе»  1.

Но глубоко заблуждаясь в вопросе об отношении идей к природе, Гегель все же смог детально разработать формы диалектического мышления, нанести серьезный удар формально-логическому метафизическому способу мышления.

Гегель резко критиковал формальную, метафизическую логику, вскрывая ее бессодержательность. Встав на точку зрения этой логики, указывает он, учений должен был бы ограничиваться абстрактным повторением: предмет равен самому себе, А=А, человек есть человек, растение есть растение. Если бы наука ограничилась решением всех вопросов в этом смысле, она никогда не сделала бы ни одного нового открытия, а топталась бы на одном месте. По Гегелю, развитие совершается в силу борьбы внутренних противоположностей, заключенных в понятиях и явлениях. Гегель рассматривает все в возникновении, развитии и уничтожении. Формальная же логика хотя и пытается открыть причину движения, однако видит ее не в самом предмете или понятии, а за их пределами. Например, с точки зрения ученых XVII—XVIII веков, сила — одно, материя — нечто совсем другое: сила — источник движения, материя — пассивное начало, в которое извне привносится движение. Мир как бы раздваивается на сторону активную, лежащую вне материи, и на сторону пассивную, т. е. материю.

Только там, где противоречия рассматриваются не как внешние, чуждые друг другу, где «сила» выступает не посторонней для предмета, для природы, а составляет ее собственное содержание, только там, по Гегелю, «царство рассудка» заменяется «царством разума».

-------

1. Сталин, О диалектическом и историческом материализме, Вопросы ленинизма», стр. 541.

[92]

Диалектика свойственна деятельности «разума» в отличие от деятельности «рассудка». Разум уже не чуждается противоречий, а, наоборот, отыскивает и открывает их. Разум не рассматривает противоположные стороны и тенденции как самостоятельно выступающие, не зависимые друг от друга, но соединяет их в высшем единстве. Разум берет не конечные, отделенные друг от друга вещи, как это делает «рассудок», а берет результат развития, т. е. целостное и гармонично развитое богатство идеи. В этом смысле разум, в противоположность «рассудку», не может ошибаться. Поскольку в разуме уже заключена вся действительность, вся полнота бытия, то, познавая вещи, разум тем самым познает себя. Вот почему в сфере разума познание, по учению Гегеля, равно самосознанию.

Каким же образом объективный, предметный мир, не зависимый от нашего сознания, переходит в свою противоположность и становится, по теории Гегеля, содержанием разума ? Средства для осуществления этого перехода Гегель видит в духовной деятельности, в активности сознания.

Ярким документом, в котором изложены важнейшие выводы гегелевской диалектики, служит раздел под названием «Раб и господин» из «Феноменологии духа» Гегеля — сочинения, которое, по словам Маркса, является истоком и тайной гегелевской философии.

Вкратце содержание этого раздела сводится к следующему: рассматриваются противоречивое отношение друг к ДРУГУ раба и господина, сознания и самосознания, а также те изменения, которые возникают в процессе этого отношения. Сначала самосознание — господин. Сознание лишь следует за ним, подчиняется ему — оно выполняет роль раба. Однако самосознание, хотя оно и занимает положение господина, может познать себя, только обращаясь к сознанию. Сознание же есть раб. Господин познает себя через раба — сознание, а раб в свою очередь познает себя как раба, обращаясь к самосознанию, к господину. Налицо взаимосвязь и отношение противоположностей — сознания и самосознания, раба и господина. Диалектика развития этой противоположности такова, что сознание господина оказывается рабским. Объясняется это тем, что самосознание — господин находит, видит себя в сознании, которое выступает подчиненным, рабским.

Обращаясь далее к характеристике сущности господина,

[93]

Гегель устанавливает, что господин имеет дело с вещами только в той мере, в какой они доставляют ему наслаждение, удовольствие. Да и эту сторону в вещах господин открывает через деятельность раба. Раб выступает посредником между предметным, вещественным миром и господином. В результате господин отрывается от вещей, освобождается от них. Раб (сознание) остается связанным с вещами и укрепляет эту связь. Эта связь поддерживается и углубляется через труд. Раб изменяет, формирует вещи. Они результат его деятельности. Вещи сопротивляются рабу. Он преодолевает это сопротивление и тем самым овладевает вещами.

Что же произошло в результате этой деятельности раба и бездеятельности господина? Произошло удивительное превращение: то, что делало, по Гегелю, раба рабом, т. е. труд, теперь освобождает его. Раб становится господином над вещами, а господин становится зависимым от раба, от его деятельности, т. е. становится рабом. Раб и господин меняются местами.

Гегель стремится доказать, что сознание развивается противоречиво и что источник движения человеческой мысли содержится в ней самой.

Однако принцип активности, за который так горячо боролся Гегель, понимался им еще весьма ограниченно. Активность, деятельность не выходили, по учению Гегеля, из области чистой теории и осуществлялись, по его мнению, лишь умозрительно, путем мышления.

Этот пример убедительно показывает, что Гегель хотя и исследовал противоречивое, диалектическое развитие, переход противоположностей друг в друга, но завершал это исследование неправильными выводами, пытаясь доказать примат, первенство сознания перед природой. Мистицизм диалектики Гегеля и здесь выступает очень ярко.

Несмотря на всю страстность выступлений Гегеля, несмотря на все его пламенные призывы в «Феноменологии духа» к действию, к активности, действительность, которую Гегель собирался изменить, не могла быть изменена только при помощи теории, умозрительно.

Хотя Гегель многократно и настойчиво подчеркивал активность, действенность мышления, в то же время его идеализм приводил его к прямо противоположным выводам. Ярким примером может служить его понимание человеческой истории и той роли, какую играет философ-

[94]

ская теория в общественной жизни людей. Творцом всей человеческой истории Гегель объявлял абсолютный дух. Но свою творческую деятельность этот дух осуществляет бессознательно, лишь в итоге, впоследствии приходя к осознанию осуществленного им, к сознанию самого себя как творческого духа. Это осознание осуществляется в философии. Поэтому философия, заявляет Гегель, приходит всегда слишком поздно, тогда, когда действительность уже созрела, когда абсолютный дух уже проделал свою работу. «В качестве мысли о мире она (философия. — Г. А.) появляется лишь тогда, когда действительность закончила свой процесс образования и завершила себя... Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, это показывает, что некоторая форма жизни постарела, и своим серым по серому философия может не омолодить, а лишь понять ее; сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек...» 1 Таким образом, Гегель, вступая в резкое противоречие с собственным утверждением о действенности мышления, в силу своего идеализма приходил к пессимистическому заключению, что философская теория бессильна в воздействии на мир, что она не может ничего в нем изменить.

В ограничении деятельности человека чисто духовной ее стороной ярко сказывается идеалистический характер философской системы Гегеля. Диалектическое развитие осуществляется, по его учению, лишь в сфере чистой мысли, в сфере теории. В «Философии духа» Гегель так разъясняет смысл «активности» идеи: «субъективный элемент должен получить объективное значение. И, наоборот, предмет должен сделаться моим предметом не потому только, что он создан отвлеченной мыслью, но потому, что все его содержание есть результат мысли» 2. Речь, следовательно, идет не о практической деятельности, а о деятельности мысли; предмет, по Гегелю, есть результат развития мысли и ее содержания. Предмет изменяется благодаря тому, что изменяется мысль человека о нем.

Однако, чтобы изменить предмет, совершенно недостаточно изменить его мысленно. Маркс еще в «Святом семействе» отмечал, что для того, «чтобы подняться, недостаточно подняться в мыслях и оставить висеть над

-------

1. Гегель. Соч. т. VII, стр. 17-18.

2. Гегль. Философия духа, стр. 203.

[95]

действительной, чувственной головой действительное, чувственное ярмо, которого не отгонишь прочь никаким колдовством с помощью идей» 1 Идеи, писал далее Маркс, никогда не могут выводить человека за пределы старого строя. Они могут вывести и выводят лишь за пределы идей старого строя. Для осуществления же идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу.

У Гегеля действительность порождается сознанием. Дух порождает из недр самого себя предметный мир, для того чтобы через некоторое время жестоко расправиться с собственным творением. Весь мистицизм этого развития «сознания» глубоко вскрыт Лениным в его конспекте «Науки логики» Гегеля.

Вполне понятно, что не эта отмеченная выше мистическая черта диалектики Гегеля привлекала к себе пристальное внимание передовых ученых и революционеров. Их привлекало его учение о развитии, о борьбе противоположностей, как источнике развития.

В «Науке логики» Гегель подробно изложил свое учение о противоречии. Противоположности и противоречия — не исключение из правила, неслучайное в развитии явление, но подлинное «царство разума», ибо только через противоречие раскрывается сущность предмета. Познание движения противоположностей — цель всякой науки.

Гениальное учение Гегеля о развитии, его мысль о том, что познание есть познание борьбы противоположностей и что противоречие есть источник всякого движения, развития всякой жизни, является огромной исторической заслугой философа. В этом существо «рационального зерна» его диалектики.

Но признавая всеобщий характер противоречий, Гегель в то же время относил их только к развитию мысли, так как с его точки зрения мир, природа, вся жизнь были лишь «инобытием идеи».

Ленин, говоря, что «Гегель гениально угадал диалектику вещей (явлений, мира, природы) в диалектике понятий», замечает: «Именно угадал не больше» 2

Ленин писал, что Гегель «требует логики, в коей формы

-------

1. Маркс и Энгельс, Соч., т. III, стр. 106.

2. Ленин, Философские тетради, стр. 189.

[96]

были бы содержательными формами, формами живого, реального содержания, связанными неразрывно с содержанием» 1 Гегель требовал, чтобы мышление было содержательно, т. е. чтобы оно не было сведено к пустым и мертвым схемам. Требование о содержательности форм мышления является важнейшим требованием диалектики. Однако оно не означало для Гегеля, что мышление должно ^отражать объективный мир. Гегель не рассматривал идеи общественного человека как отражение общественной жизни и природы. Этот вопрос был до конца научно освещен только диалектическим материализмом, который учит, что мысли, понятия, идеи человека отражают развитие материального мира — природу и общество, включают в свое содержание богатейший опыт, накопленный людьми в борьбе с .природой, в развитии общественной жизни. Только при этом условии формы человеческой мысли, логики будут не пустыми, абстрактными, мертвыми, а живыми, содержательными. У Гегеля встречаются уже догадки о необходимости рассматривать формы мышления в связи с развитием самой жизни. Но Ленин показал, что Гегель, как идеалист, не мог последовательно научно развить содержательные формы мышления.

Как уже было указано, абсолютная идея в своем развитии проходит, по Гегелю, три ступени. В «Логике» Гегеля рассматривается первая ступень жизни абсолютной идеи. Кратко ее смысл можно изложить в таких положениях: вечно существующая абсолютная идея в своей элементарной форме представляет собой понятие бытия. Так называемое «чистое бытие» — начало логики; оно не может иметь дальнейших определений, и, как совершенно неопределенное, абсолютно-отрицательное и неразличимое в себе, оно есть, ничто. Понятия бытия и ничто, как противоположности, являются началом логики, началом дальнейшего движения идеи. Переходя друг в друга благодаря своей внутренне противоречивой природе, т. е. находясь в процессе становления, понятия бытия и ничто приобретают более определенный характер и превращаются в качество, как своеобразную «определенность бытия», а рассматриваемые сточки зрения тождества, они выступают с количественной стороны. Качество—

-------

1. Ленин, Философские тетради, стр. 93.

[97]

внутренняя определенность бытия, количество — внешняя его определенность. Несмотря на изменения количества, качество до определенного момента сохраняет свою особенность. Противоположность бытия и ничто уступила свое место другой противоположности — качества и количества, находящихся в единстве. Это их единство Гегель называет мерой. Этим завершается развитие качества и количества и осуществляется переход к сущности, где с особенной яркостью вскрываются внешние и внутренние противоречия бытия. Основание, как некоторая целостность бытия, существование, как его внешнее выражение, видимость, как одно из проявлений сущности, и явление, как некоторая полнота бытия, — все эти категории в целом приводят в своем движении к понятию действительности. Именно в ней Гегель различает все основные категории своей логики: случайность и необходимость, причинность и взаимодействие, свободу и необходимость, возможность и действительность. Лишь полное раскрытие сущности во всех ее определениях создает предпосылку для возникновения понятия, как истины бытия. Развитие понятия, так же как и развитие сущности, становится возможным благодаря внутренним противоположностям, заключенным в мыслях. Именно этими противоречиями порождается саморазвитие понятий. Последние, определяя своим движением существование и развитие объективной исторической действительности, выступают творцом мира. Будучи диалектиком, Гегель пытается в понятии раскрыть противоречия всеобщего, особенного и единичного, показать конкретность понятия. Все развитие понятий в «Логике» завершается абсолютной идеей.

Таков кратко ход рассуждений Гегеля в его «Науке логики».

Ленин высоко ценил гегелевский анализ движения понятий. Задача диалектической логики, указывал он, состоит в том, чтобы в движении научных понятий, идей выразить движение объективного мира. Поэтому борьба Гегеля, хотя и с ложных позиций, за гибкость понятий приобретала большое значение. Ленин писал об этой стороне «Логики» Гегеля:

«Понятия, обычно кажущиеся мертвыми, Гегель анализирует и показывает, что в них есть движение. Конечный? Значит, двигающийся к концу! Нечто? — значит,

[98]

не то, что другое. Бытие вообще? — значит, такая неопределенность, что бытие=небытию. Всесторонняя, универсальная гибкость понятий, гибкость, доходящая до тождества противоположностей, — вот в чем суть» 1

Несмотря на всю глубину диалектического анализа общих понятий в «Науке логики» Гегеля, его логика носит абстрактный, умозрительный, идеалистический характер. Классики марксизма-ленинизма, критически преодолевая идеалистическую диалектику Гегеля, создали последовательную, научную материалистическую диалектику. Маркс в послесловии ко второму изданию I тома «Капитала» писал о своем методе, как не только отличном от метода Гегеля в своей основе, но прямо противоположном ему. Для Гегеля, писал Маркс, процесс мышления — творец действительности, «для меня, наоборот, идеальное есть не что иное, как переведенное и переработанное в человеческой голове материальное» 2.

Энгельс дал прекрасную оценку системы философского знания, созданной Гегелем. В «Людвиге Фейербахе» Энгельс писал, что Гегель хотел создать законченную философскую систему. Эта «система» должна была даровать человечеству, по мнению Гегеля, абсолютную, окончательную истину, не подлежащую никакому дальнейшему развитию. Гегель, который в своей «Логике» пытался доказать, что истина развивается, становится все богаче, должна рассматриваться, как процесс, — сам же противоречит этому взгляду на истину. Он провозгласил абсолютной, окончательной, неизменной истиной все содержание своей философской системы и тем самым встал в противоречие со своим собственным диалектическим методом, который по самому своему существу разрушает все догматическое. Это означало, по словам Энгельса, «задушить революционную сторону под тяжестью непомерно разросшейся консервативной стороны».

Взять к примеру крылатое выражение Гегеля — «все действительное разумно; все разумное действительно». Энгельс указывал, что ни одно из других философских положений не было предметом столь горячих споров среди современников, как приведенное положение Гегеля. С одной стороны, Гегель провозгласил разумность

--------

1. Ленин, Философские тетради, стр. 110.

2. Маркс, Капитал., т. I, стр. XXIII.

[99]

действительного и тем самым дал повод для сторонников Фридриха-Вильгельма III оправдывать полицейский деспотизм и произвол прусского государства. С другой — у Гегеля далеко не все существующее признается разумным. Только исторически необходимое признает он действительным и разумным. Диалектическое учение Гегеля объясняло необходимость развития от старого к новому. «Место отмирающей действительности занимает новая, жизнеспособная действительность», — писал Энгельс, — «все действительное в области человеческой истории становится со временем неразумным... а все, что есть в человеческих головах разумного, определено к тому, чтобы стать действительным...» 1 Энгельс показал далее, что истинное значение и революционный характер гегелевской философии именно в том и состоит, что она раз навсегда показала, как нелепо приписывать вечное и неизменное значение результатам человеческого мышления и действия.

В трудах Ленина и Сталина содержатся классические образцы того, как должен большевик изучать философию предшественников марксизма и двигать ее вперед.

Товарищ Сталин дал классическое марксистское объяснение положения Гегеля — «все действительное разумно; все разумное действительно».

Еще в 1906 г., в работе «Анархизм или социализм», товарищ Сталин дал глубокое обоснование марксистского учения о развитии. Он ясно показал, что общественная жизнь не является чем-то неизменным, застывшим, наоборот, она находится в вечном движении, в разрушении- созидании. Вот почему в жизни всегда существует новое и старое, растущее и умирающее. Революционер, марксист должен ясно видеть, куда идет жизнь, что умирает и что рождается в жизни, что разрушается и что созидается. Невозможно приостановить развитие того, что рождается и изо дня в день растет. Победа нового неизбежна, так же как неизбежно поражение старого, поражение того, что умирает в жизни, идет к могиле. «Отсюда, — говорит товарищ Сталин, — и возникает известное диалектическое положение: все то, что действительно су-

-----

1. Энгельс, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, стр. 9.

[100]

шествует, т. е. все то, что изо дня в день растет — разумно» 1.

Вполне понятно, что Гегель еще не мог сделать всех выводов из своих открытий в области диалектики. Энгельс показал, что идеалист-диалектик Гегель непоследовательно проводил мысль о всеобщем развитии. Гегель вынужден был поставить предел для развития природы и сознания. Вновь начаться развитие природы может только по уже пройденному ранее пути. Развитие осуществляется в замкнутом круге. Система Гегеля похоронила его метод. В этом пункте содержится глубочайшее противоречие между требованием метода Гегеля вскрыть объективную диалектику развития и требованием его системы закончить развитие открытием «абсолютного знания».

В философии Гегеля содержится революционная сторона, почему Маркс и называл Гегеля человеком, своим могучим голосом оглашавшим многие десятилетия в истории культуры. Но в ней содержится и консервативная сторона, в силу которой философ часто мирился с прусской действительностью. Противоречие между методом и системой Гегеля нельзя, разумеется, понимать упрощенно: в одном ящичке — революционный метод, в другом — консервативная система. У Гегеля диалектика и идеализм сращены. У него идеалистическая диалектика. Противоречие системы и метода проникает философию Гегеля. Это противоречие не было случайным. В конечном счете оно было связано с противоречивостью условий тогдашней Германии, с противоречивостью положения немецкой буржуазии той эпохи.

Этой двойственностью философского учения Гегеля и объясняется, почему Гегель по-разному оказывал влияние на последующие .события в области философии и науки и почему его современники также по-разному относились к нему. Многие философы считали себя правоверными последователями Гегеля. Другие мыслители, как Фейербах, резко и справедливо критиковали Гегеля за идеализм, но не понимали его заслуг в создании диалектического взгляда на мир. Были и такие люди, которые третировали Гегеля, как «мертвую собаку». И только классики марксизма-ленинизма дали подлинно историче-

-------

1.  Цит. по книге Л. Берия, К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье, стр. 121.

[101]

скую, научную оценку значения философии Гегеля. Они сумели критически взять из диалектики Гегеля «рациональное зерно» и отбросить ее идеалистическую шелуху.

Современные буржуазные реакционные философы, эти, по словам Ленина, «урядники на философских кафедрах», решительно и безоговорочно отвергая диалектику Гегеля, превращая ее в софистику, вместе с тем не прочь заигрывать со старым философом. Они даже призывают «назад к Гегелю». Они собирают ежегодно конгрессы «Гегель-бунда» («Гегелевского союза»), на которых читается множество докладов по различным вопросам гегелевского учения. Что пытаются заимствовать у Гегеля современные мракобесы? Ответ может быть только один: они заимствуют мистицизм Гегеля, всячески раздувают его учение об абсолютной идее, фальсифицируют его учение о государстве, стремясь оправдать при помощи его «философии права» современную реакцию.

Идеологи современной реакционной буржуазии возвели мистицизм Гегеля в особую систему неогегельянства, представляющую собой философию воинствующего мракобесия и реакции.

Действительную роль Гегеля в истории мировой культуры вскрыли лишь классики марксизма-ленинизма. Энгельс писал о философии Гегеля: «...именно в том и состояло истинное значение и революционный характер гегелевской философии», что она «раз и навсегда разделалась со всяким представлением об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия. Истина, которую должна была познать философия, представлялась Гегелю уже не в виде собрания готовых догматических положений, которые остается только зазубрить, раз они открыты; истина теперь заключалась в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней знания на высшие, но никогда не достигающей такой точки, от которой она, — найдя так называемую абсолютную истину, — уже не могла бы пойти дальше и где ей не оставалось бы ничего больше, как, сложа руки, с изумлением созерцать эту добытую абсолютную истину»  1.

Вера Гегеля в человеческий разум и его права и основ-

-----

1. Энгельс, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, стр. 9.

[102]

ное положение гегелевской философии, что в мире происходит постоянный процесс изменения и развития, приводили тех учеников немецкого философа, которые не хотели мириться с действительностью, к мысли, что и борьба с действительностью, борьба с существующей неправдой и царящим злом коренится в мировом законе вечного развития, ибо, «если все развивается, если одни учреждения сменяются другими, почему же вечно будут продолжаться самодержавие прусского короля пли русского царя, обогащение ничтожного меньшинства на счет огромного большинства, господство буржуазии над народом?»  1

Ленин и Сталин учат партию, что нужно по-большевистски подходить к науке, т. е. в данном случае уметь взять у Гегеля то, что нужно нам, большевикам, для борьбы за коммунизм, за счастье человечества. Революционной стороной учения Гегеля, критически, творчески переработанной классиками марксизма-ленинизма, была его диалектика. Идеи Гегеля о диалектическом изменении мира через внутренние противоречия, т. е. его учение о развитии, до сих пор привлекают пристальное внимание представителей прогрессивной и передовой науки.

Необходимо было высвободить основную идею Гегеля — идею о развитии — от идеалистической шелухи, переработать гегелевскую диалектику. Маркс писал по этому поводу Кугельману, что его метод исследования не тот, что у Гегеля, ибо он, Маркс, — материалист, а Гегель — идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после очищения ее от мистической формы.

Товарищ Сталин в своей работе «О диалектическом и историческом материализме» писал:

«Характеризуя свой диалектический метод, Маркс и Энгельс ссылаются обычно на Гегеля, как на философа, сформулировавшего основные черты диалектики. Это, однако, не означает, что диалектика Маркса и Энгельса тождественна диалектике Гегеля. На самом деле Маркс и Энгельс взяли из диалектики Гегеля лишь ее «рациональное зерно», отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху и развив диалектику дальше, с тем, чтобы придать ей современный научный вид»  2.

--------

1. Ленин, т. I, стр. 411.

2.  Сталин, О диалектическом и историческом материализме, «Вопросы ленинизма», стр. 535.

[103]

Немецкий классический идеализм — философия Канта, Фихте и Гегеля — сыграл выдающуюся роль в развитии философской мысли нового времени, в разработке диалектики. Эта философия своей положительной стороной — учением о развитии — оказала серьезное влияние на разработку материалистической диалектики Марксом и Энгельсом.

Основная заслуга немецких философов, отчасти Канта, Фихте и в особенности Гегеля, состоит в сознательном пользовании диалектикой, как учением о развитии и как методом познания. После стихийной диалектики, так ярко проявившейся у древнегреческих философов, после стольких гениальных догадок в области диалектики у философов XVII—XVIII веков диалектика стала сознательно разрабатываться, как научная дисциплина, как метод познания, как самое богатое учение о развитии, хотя эта разработка и велась с ложных, идеалистических позиций. Но у Канта, Фихте, Гегеля диалектика была разработана в разной степени. У Канта были лишь зачатки диалектического учения, потонувшие в его метафизической теории. Вот почему «изучать диалектику у Канта было бы без нужды утомительной и неблагодарной работой, с тех пор как в произведениях Гегеля имеется обширная энциклопедия диалектики, хотя и развитая из совершенно ложной исходной точки» 1

Особое значение в истории диалектики имеет Гегель, высоко ценимый классиками марксизма-ленинизма. Гегель сыграл крупнейшую роль в развитии философии своей обстоятельной критикой метафизики, формальной логики, сознательным, хотя и непоследовательным, проведением диалектической точки зрения во всех областях исследования, тщательной разработкой учения о развитии, совершающемся через борьбу противоположностей, через перерывы постепенного изменения — скачки, развитие по восходящей линии. В философии Гегеля было налицо глубокое противоречие между требованиями его диалектического метода и требованиями идеалистической системы, что показало несостоятельность в конечном счете всякой идеалистической диалектики. Однако для своего времени

--------

1. Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 340-341.

[104]

философия Гегеля, его диалектика сыграла прогрессивную роль и по праву считалась «алгеброй революции». Ленин призывал «организовать систематическое изучение диалектики Гегеля с материалистической точки зрения, т.-е. той диалектики, которую Маркс практически применял и в своем «Капитале» и в своих исторических и политических работах...»  1

Значение диалектики, разработанной Гегелем, тем более велико, что Гегель своим учением о развитии оказал серьезное влияние на формирование философских взглядов Маркса и Энгельса; его труды изучались Лениным и Сталиным. В своих трудах и конспектах классики марксизма-ленинизма показали,как должен коммунист изучать идеалистическую диалектику. Ленин писал:

«Опираясь на то, как применял Маркс материалистически понятую диалектику Гегеля, мы можем и должны разрабатывать эту диалектику со всех сторон, печатать в журнале отрывки из главных сочинений Гегеля, истолковывать их материалистически, комментируя образцами применения диалектики у Маркса, а также теми образцами диалектики в области отношений экономических, политических, каковых образцов новейшая история, особенно современная империалистическая война и революция, дают необыкновенно много» 2.

-------

1.  Ленин, т. XXVII, стр. 187.

2. Там же.

[105]

Фрагмент кн.: Александров Г. Философские предшественники марксизма. Политиздат при ЦК ВКП(б), 1940.  С. 86-105.

 

Рубрика
Персона