Энвер Ходжа. Нет, китайские товарищи, мы с югославами не все равно, что „зубы и губы".

Энвер Ходжа. Нет, китайские товарищи, мы с югославами не все равно, что „зубы и губы".

ПОНЕДЕЛЬНИК
23 ДЕКАБРЯ 1974 г.

НЕТ, КИТАЙСКИЕ ТОВАРИЩИ, МЫ С ЮГОСЛАВАМИ НЕ ВСЕ РАВНО, ЧТО „ЗУБЫ И ГУБЫ"

Юй Чжань, заместитель министра иностранных дел Китая, побывавший у нас по случаю 30-летия освобождения в качестве члена делегации, которую возглавлял Яо Вэнь-юань, отсюда отбыл в Белград с „дружеским" визитом. Там он имел „сердечные" встречи и переговоры даже с премьер-министром.

Вернувшись в Пекин, Юй Чжань встретился с нашим послом, товарищем Бехаром, которого он проинформировал об этих переговорах. Он сказал, что „югославы ситуацию в мире находят сложной. Советские оказывают на них давление", „советские организовывают не только сторонников информбюро, но и усташей", „югославы сопротивляются им" и т.п. В этом отношении югославы наговорили китайцам с три короба, и последние остались довольными этими „глубокими" советско-югославскими „противоречиями". Затем они с югославами повели речь о „третьем мире", участниками которого являются китайцы, и о „неприсоединившемся мире", куда входят югославы. В итоге, „югославы остались довольными объяснениями и теперь хорошо поняли китайскую позицию в этом вопросе" ... Ведь раньше они не понимали ее !!!

Затем в этих переговорах они не преминули говорить и о позиции Албании в отношении Югославии, причем китаец сослался якобы на наши заявления. И титовцы не преминули окурить их своим „фимиамом", заявляя, что они „Албании желают добра", что они хотят жить „в дружбе" с ней, что своими портами они предлагают услуги не только советским, но и американским кораблям, что это вопросы экономического характера, тогда как в военном отношении они хранят бдительность и т.д. и т.п. И „наш друг", Юй Чжань, в итоге, сказал Бехару, что югославам он говорил, что именно такой должна быть дружба между югославами и албанцами, ибо обе страны все равно, что „зубы и губы".

„Китайский папа" благословил „югославско-албанскую дружбу" конфуцийской, низкопробной, ревизионистской параболой. Трудно понять, сказал ли он это по глупости или движимый „инерцией" наплыва употребляемых ими стереотипных формул, или же потому, что он хотел этим сказать югославам: „мы причастны к этой политике и одобряем ее, поскольку мы считаем, что вы и албанцы настолько же близки и настолько же тесно связаны друг с другом, что и зубы с губами".

Какая глупость! Какая низость! Этот „библейский" образ китайца означает, что, по его мнению, у нас с титовцами одна и та же голова, одно и то же сердце, одно и то же тело, что мы проводим одну и ту же политику, руководствуемся одной и той же идеологией! Можно ли считать это легкомыслием? Как это можно утверждать, что это у него сорвалось с языка?! Это он сказал не только югославскому премьеру, Биедичу, который радостно одобрил его и даже и сам повторил эту „жемчужину", но и нашему послу. Мы, конечно, никогда не согласимся с этими словами и с их смыслом, мы будем против них, ибо титовцы являются врагами, ренегатами, ревизионистами, агентурой империалистов и ревизионистов.

Нам наплевать на Юй Чжаня и его единомышленников в Китае! По-видимому, у ревизионизма глубокие корни в Китае, а большая метла там прошла не как следует и не где следует. Мусор еще остался в Китае не только по углам, но и на высоких и доверенных постах, причем орудует он в открытую. Откуда знать, о чем еще Юй Чжань беседовал с югославами, однако это факт, что он остался довольным. Но пусть он удовлетворение оставит при себе, ибо нас на нем не проведешь.

Энвер Ходжа. Размышления о Китае. II. 1973-1977. Отрывки из политического дневника. Тирана, 1979. С. 102-103.

Рубрика
Персона