Анализ притяжения по страсти.

Анализ притяжения по страсти.

НОВЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МИР,

или

ПРИРОДОСООБРАЗ НЫ Й СОЦИЕТАРНЫЙ СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ

АНАЛИЗ ПРИТЯЖЕНИЯ ПО СТРАСТИ

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О СЕРИЯХ ПО СТРАСТИ

О трех целях притяжения и о его двенадцати движущих силах, или коренных страстях

Притяжение по страсти — это побудительная сила, данная природой раньше способности рассуждать и упорная, несмотря на противодействие разума, долга, предрассудка и пр.

Во все времена и повсеместно притяжение по страсти стремилось и будет стремиться к трем целям:

1° — к роскоши 57, или удовлетворению пяти чувств;

2° — к группам и сериям групп, сердечным связям;

3° — к механизму страстей, характеров, инстинктов, и — как следствие этого — к всеобщему единству. Первая цель — роскошь. Она охватывает все чувственные удовольствия; желая их, мы скрытным образом выражаем желание здоровья и богатства, которые являются средствами удовлетворения наших чувств: мы желаем внутренней роскоши, или телесной крепости, утонченности и силы чувств, и роскоши внешней, или денежного богатства. Надо обладать обоими этими средствами для того, чтобы достигнуть первой цели притяжения по страсти, которая состоит в удовлетворении пяти двигателей-чувств: вкуса, осязания, зрения, слуха, обоняния. (...)

Вторая цель — группы и серии. Притяжение стремится к образованию групп, которых числом четыре:

 

Наименования:

Образные обозначения:

 

 

 

Высшие

Группа дружбы ....

Круг.

Группа честолюбия,
корпоративной связи

Гипербола.

 

 

 

Низшие

Группа любви

Эллипс.

Группа родительства, или семьи

Парабола.

 

 

 

 

Все группы, образованные по страсти и свободно, относятся к одному из этих четырех родов.

Как только группа становится многочисленной, она подразделяется на подгруппы, образующие серию партий, расположенных в порядке восходящих ступеней по оттенкам мнений и вкусов. Можно видеть, как серия образуется даже в маленькой группе из семи человек: спустя несколько дней деятельности она будет представлять три оттенка, или партии, определяемых двумя, тремя и двумя сектариями; если же группа достигает двух десятков человек, то в ней очень скоро проявится пять, шесть, семь оттенков мнений и вкусов.

Отсюда очевидно, что все группы стремятся к образованию серии, или восходящего ряда разновидностей по роду, по виду, и что серия групп — это вторая цель притяжения во всех видах деятельности чувств и души.(...)

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДВИЖУЩЕЙ СИЛЫ СТРАСТЕЙ, ПРИСУЩЕЙ СЕРИЯМ

О трех распределительных страстях, или органических движущих силах серии по страсти

Не в материальном устройстве серий будут испытывать затруднение. (...)

Препятствие, которого следует опасаться, зависит от игры известных страстей, которым моралисты захотят мешать; и все же наилучше образованная серия утратила бы все свои свойства — трудового притяжения, прямого согласия неравенств, косвенного согласия антипатических членов и пр., если бы пренебрегали сочетанным развитием в ней трех движущих сил, которые я назвал страстями, приводящими механизм в действие, или распределительными страстями. Если одна из них встречает препятствия в серии, то серия является извращенной, проявления согласия и трудовое притяжение так же оказываются извращенными и сведенными к внешним подобиям, которые привели бы к срыву главного равновесия, равновесия распределения.(...)

Начинаю с папийонны: это — потребность в периодическом разнообразии, резко отличающихся положениях, изменениях обстановки действия, занимательных происшествиях, новшествах, способных создавать игру воображения, побуждать чувства и душу одновременно.

Эта потребность дает себя чувствовать умеренно каждый час и живо — каждые два часа. Если она не удовлетворена, человек впадает в равнодушие и скуку.(...)

Действуя очень короткими сеансами, самое большее по полтора-два часа, каждый может заниматься в течение дня семью-восемью родами привлекательных работ, разнообразить следующий день, посещать группы, отличные от тех, что накануне: этот образ действия — требование одиннадцатой страсти, именуемой папийонной, которая влечет к тому, чтобы порхать от удовольствия к удовольствию, избегать чрезмерностей, в которые беспрестанно впадают люди строя цивилизации, продолжающие одну работу на протяжении шести часов, одно пиршество шесть часов, один бал шесть часов, да еще ночью, в ущерб своему сну и здоровью.

Эти удовольствия людей строя цивилизации всегда являют собой непроизводительные занятия, тогда как социетарный строй применяет разнообразие удовольствий к работам, ставшим привлекательными. Опишем эту попеременную деятельность при помощи расписания двух дней гармонийцев — одного бедного и одного богатого 58.

День Луки в июне месяце

Часы

в З ½      Подъем, подготовительные действия,

в 4 Сеанс в группе по конюшням,

в 5 Сеанс в группе садовников,

в 7 Завтрак.

в 7 ½ Сеанс в группе косарей,

в 9 ½ Сеанс в группе огородников под навесом,

в 11 Сеанс в серии по хлевам,

в 1 Обед.

в 2 Сеанс в серии лесоводов,

в 4 Сеанс в промышленной группе,

в 6 Сеанс в серии по поливке,

в 8 Сеанс на бирже,

в 8 ½ Ужин.

в 9 Сеанс развлекательного посещения,

в 10 Отход ко сну.

Примечание. Биржевые собрания проводят в каждой фаланге не для того, чтобы заниматься биржевой игрой на ренте и на продовольственных товарах, а для того, чтобы договариваться о трудовых и развлекательных сборах.

Я предположил здесь на день только три трапезы, как то будет у вступающих впервые на поприще строя гармонии; но когда он будет в полном развитии, деятельная жизнь, привычка к коротким и разнообразным сеансам даст необычайный аппетит: существа, рожденные и воспитанные при строе гармонии, будут вынуждены совершать пять трапез 59, и это не будет слишком для того, чтобы потребить безмерное множество съестных припасов, которые будет производить этот новый порядок, где богатые, разнообразя свои занятия чаще, чем бедные, имеют больше аппетита и силы. Это во всех отношениях противоположное механизму строя цивилизации.

Сейчас я опишу в рамках пяти трапез день богатого человека, занимающегося более разнообразными делами, чем предшествующий, один из деревенских жителей, поступивших с самого начала.

День Мондора летом

Часы

Сон с 10 ½ часов вечера до 3 часов утра, в 3 ½ Подъем, подготовительные действия, в 4 Утренний общественный прием, хроника ночи, в 4 ½ Ранний завтрак, первая трапеза, за которой следует трудовой парад.

в 5 ½ Сеанс в группе по охоте, в 7 Сеанс в группе по рыбной ловле.

в 8 Завтрак, газеты.

в 9 Сеанс в группе огородничества под навесом,

в 10 Сеанс по богослужению,

в 10 ½ Сеанс в группе по фазаньему двору,

в 11 ½   Сеанс в библиотеке,

в 1 Обед.

в 2 ½      Сеанс в группе по проветриваемым теплицам,

в 4 Сеанс в группе по экзотическим растениям,

в 5 Сеанс в группе по живорыбным садкам,

в 6 Предвечеря на открытом воздухе,

в 6 ½ Сеанс в группе по мериносам,

в 8 Сеанс на бирже,

в 9 Ужин, пятая трапеза,

в 9 ½ Палата искусств: концерт, бал, спектакль, приемы,

в 10 ½ Отход ко сну.

Мы видим в этом расписании лишь очень мало мгновений, предоставленных сну: гармонийцы будут спать очень мало; утонченная гигиена в соединении с разнообразием сеансов приучит их не утомляться в трудах; тела не будут изнашиваться за день, будут нуждаться лишь в весьма кратковременном сне и привыкнут к этому с детства, благодаря наплыву удовольствий, для которых дня не может хватить.

Чтобы облегчить частые перемещения, которых требует этот образ жизни, во всех корпусах строений фаланстера 60, или здания фаланги, пристраивают улицы-галереи на уровне первого этажа и внизу, отапливаемые трубами зимой и освежаемые летом; далее — переходы на столбах между параллельными корпусами и посыпанные песком подземные ходы, образующие сообщения от фаланстера к хлевам, при посредстве чего можно проходить под прикрытием в залы, мастерские и хлевы, не зная, жарко или холодно на дворе. В сельской местности пользуются легкими большими экипажами на восемнадцать человек для перевозки земледельческих групп.

Некоторые люди строя цивилизации утверждают, что это устройство будет очень дорогостоящим: оно обойдется бесконечно меньше, чем нынешние расходы на одежду и экипажи, слякоть и грязь, насморки, воспалительные процессы и лихорадки, наживаемые из-за резких переходов и крайностей. (...)

Следовательно, именно посредством использования наиболее изгоняемой философами страсти — папийонны — мы разрешим все задачи, на которых они потерпели провал. Насколько они придут в отчаяние оттого, что никогда не произвели исчисления кратковременных сеансов и последствий, которые такие сеансы вызвали бы!

Надо быть, как моралисты, врагом природы и очевидности, чтобы отрицать эту потребность в разнообразии, которую мы видим господствующей даже в делах, касающихся физического состояния. Всякое долговременно затянувшееся наслаждение становится злоупотреблением, притупляет органы, ослабляет удовольствие: четырехчасовая трапеза не кончится без излишества; четырехчасовая опера кончается тем, что наскучит зрителю. Душа столь же требовательна, как и тело, в отношении этого разнообразия; поэтому сердца весьма подвержены изменчивости у огромного большинства обоего пола.

Каждый мужчина и каждая женщина хотели бы иметь гарем, если бы затраты и закон не препятствовали этому. Степенные голландцы, столь нравственные в Амстердаме, имеют в Батавии 61 свои гаремы с набором женщин трех цветов — белых, негритянок и метисок. Вот тайна морали: она представляет собой лишь лицемерие, приспособленное к обстоятельствам и сбрасывающее маску, как только может это сделать безнаказанно.

Расы имеют потребность в чередовании и скрещивании в мире растений, как и в мире животных. При отсутствии этого разнообразия они становятся ублюдочными. Желудки имеют точно так же потребность в перемене: обычное разнообразие блюд облегчает пищеварение, но желудок стал бы вскоре отвергать наилучшее блюдо, если бы оно предлагалось ему каждый день.

Душа стала бы равнодушной к осуществлению любой добродетели, которая не была бы сменяема какой-либо другой добродетелью. Ум также требует этой перемены: характеры, в которых сильно господствует страсть, именуемая папийонной, испытывают потребность иметь одновременно две или три интриги, будь то по части честолюбия или по части любви, читать два или три произведения одновременно.

Сама земля желает перемены посевов и производимого: растение хочет перемены в воспроизводстве посредством семян, саженцев, отводков и пр.; почва хочет обмена и переноса земли; вся природа хочет, следовательно, разнообразия; на свете существуют только моралисты и китайцы, которые хотят монотонности, единообразия.(...)

Примечания

57. В понятие «роскошь» Фурье вкладывал отличное от общепринятого содержание. Понимая под «внутренней роскошью» — здоровье, а под «внешней роскошью» — богатство, он объединял их в едином понятии «роскошь». Фурье считал, что при строе цивилизации роскошь внутри противоречива, т. к. она является индивидуальной принадлежностью немногих, пользующихся ею за счет многих; при строе гармонии роскошь должна стать единой и коллективной и превратиться в стимул к повышению производительности труда, тем самым к росту богатства, основы дальнейшего ее развития; при этом частная собственность не исчезнет, а подчинится интересам общества.

58. «Расписание двух дней гармонийцев — одного бедного и одного богатого».— Фурье был глубоко убежден, что создал метод ликвидации классовой розни. Он полагал, что в гармоническом строе наличие бедных и богатых не может служить основанием для конфликтов, что богатые и бедные будут прекрасно уживаться друг с другом. У капиталистов исчезнет отвращение к труду и пренебрежение к трудящимся, а бедняки перестанут завидовать богатым, так как их положение настолько изменится к лучшему, что его можно приравнять к положению буржуа в строе цивилизации. По мнению Фурье, классовая ненависть исчезнет в атмосфере всеобщей гармонии; богатого гармонийца Фурье не случайно называет Мондором, придавая этому имени нарицательный смысл; Мондор — прозвище нажившего огромное богатство Филиппа Жирара, известного парижского шарлатана XVII в.

59. Фурье уделяет большое внимание общественному питанию в фаланге, придавая большое значение чувству «вкуса». При строе цивилизации хороший «вкус» является принадлежностью немногих, при строе гармонии хорошие и утонченные «вкусы» станут достоянием всех. «Гастрономия», которую Фурье противопоставлял «гастролатрии» — чревоугодию, должна, по его мнению, превратиться в «гастрософию», науку высокой социальной политики, основанную на химии, агрономии, медицине и кулинарии.

60 Фурье уделяет большое внимание внешней обстановке и быту фаланги. Он поселяет всех членов фаланги в общем громадном здании, расположенном в центре ее территории. Это здание и есть фаланстер. Это должно быть прекрасное здание типа Версальского дворца. Центральная часть его отводится для общественных учреждений: столовых, библиотек, «биржи», храма, телеграфа, зимнего сада и т. д. В одном крыле будут расположены мастерские, в другом — большие залы для собраний и жилые помещения.

61. Батавия — главный город Голландской Индии, на северо-восточной оконечности острова Ява; ныне Джакарта, столица Индонезии.

adlook_adv