Воспитание при строе гармонии.

Воспитание при строе гармонии.

ВОСПИТАНИЕ ПРИ СТРОЕ ГАРМОНИИ

ВОСПИТАНИЕ РАННЕГО ДЕТСТВА

Противоречие воспитания при строе цивилизации природе и здравому смыслу

Переходя от принципов к их приложению, я должен напомнить, что видимая трудность для социетарной теории заключается в том, чтоб установить удовлетворительное распределение по трем производственным данным каждого — капиталу, труду и таланту. Строй цивилизации умеет распределять справедливо только по капиталу, соразмерно вложениям; это — арифметическая задача, а не проблема для творческого духа; гордиев узел 65 социетарного механизма — искусство удовлетворять каждого по труду и таланту. В этом-то и трудность, которая пугала все века и препятствовала исследованиям.

Чтоб увильнуть от этой двойной проблемы распределения, секта Оуэна пускает в ход общность имуществ, предоставление массе всего дохода, кроме прибыли на паи. Это значит признать, что она не решается даже рассматривать проблему ассоциации.

Достигнуть этого уравновешенного распределения можно, только распространяя на все три пола гармонию страстей. Дети, почитаемые у нас ничем в социальной механике, являются главной пружиной социетарной гармонии и трудового притяжения; поэтому придется исследовать прежде всего движущие силы, какие притяжение пускает в ход у нейтрального, или незрелого, пола, который, будучи лишен двух страстей — любви и отцовства, не обладает столькими же средствами, как достигший половой зрелости возраст, для образования серий по страсти. Способ действия, однажды изученный на детях, тем легче будет применить к двум другим полам, представляющим больше средств, больше страстей. Поэтому с воспитания и надо начинать, тем более что оно будет той отраслью механизма, какую придется наладить первой, так как дети, будучи лишь в малой степени извращены предрассудком и проявлениями недоверчивости, будут более послушны притяжению, чем отцы; они отдадутся ему полностью с первой же недели и очень скоро выявят превосходство строя серий по страсти.

Социетарное воспитание имеет целью осуществлять полное развитие физических и умственных способностей, применять их все, даже развлечения, к производительному труду. (...)

Воспитание трибы малышей менторенами и менторинами

Строй гармонии не совершит, как мы, глупости исключения женщин из области медицины и образования, сведения их деятельности к шитью и горшку. Он будет знать, что природа раздает обоим полам равными долями способность к наукам и искусствам, не затрагивая распределения их родов, поскольку вкус к наукам более специально определен мужчинам, а вкус к искусствам — женщинам в таком приблизительно соотношении:

мужчины:

2/3  к наукам,

1/3 к искусствам;

женщины:

2/3 к искусствам,

1/3 к наукам;

мужчины:

2/3 к большим земледельческим работам

1/3 к мелким 66;

женщины:

2/3 к мелким земледельческим работам,

1/3 к большим;

мужчины:

2/3 к работе менторенов,

1/3 к работе бонненов;

женщины:

2/3 к работе боннин,

1/3 к работе менторин 67.

 

Так философы, тиранически желающие исключить один пол из какого-либо занятия, могут быть уподоблены тем дурным колонистам Антильских островов 68, которые, мучениями доведя до скотского состояния своих негров, уже отупленных варварским воспитанием, утверждают, что эти негры не стоят на уровне рода человеческого. Мнение философов о женщинах столь же справедливо, как мнение колонистов о неграх. (...)

ФАЛАНГА В КРУПНОМ МАСШТАБЕ

[схема здесь не воспроизводится]

Примечания

65. Согласно древнегреческой легенде, запутанный узел, которым фригийский царь Гордий привязал ярмо к дышлу телеги. Предсказание Оракула гласило, что развязавший узел получит господство над миром. По преданию, Александр Македонский в ответ на предложение распутать узел разрубил его мечом; отсюда «разрубить гордиев узел» — принять быстрое и смелое решение запутанного и сложного вопроса.

66. К большим земледельческим работам Фурье относит полеводство, оросительные работы и лесоводство; к малым, мелким — садоводство, огородничество, цветоводство и т. п.

67. «Боннетов, боннин, менторенов, менторин» — слова, придуманные Фурье для обозначения воспитательного персонала; боннеты и боннины — от франц. bonne — няня; менторены и менторины — слова, произведенные Фурье от имени Ментора — мифологического друга Одиссея и воспитателя его сына Телемака, в переносном смысле «ментор» — наставник, воспитатель.

68. Крупный архипелаг в Карибском море, между Северной и Южной Америкой; острова архипелага являлись объектом колониальных захватов Испании, Великобритании, Франции, Нидерландов, США.