Общий синтез движения.

Общий синтез движения.

ОБЩИЙ СИНТЕЗ ДВИЖЕНИЯ

ПОСЛЕСЛОВИЕ ОБ УМСТВЕННОЙ КАТАРАКТЕ.

ГЛУПОСТЬ УЧЕНОГО МИРА И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Опровержение оуэнистов

Подлинная ассоциация последует тремя (...) путями:

1°. Она будет религиозной по страсти, по убеждению в высокой мудрости бога, благодеяния которого она будет пожинать каждое мгновение. Общественное богослужение будет для нее потребностью: самый незначительный викарий будет тут наслаждаться нынешней долей епископов, и во Франции придется создать путем ускоренного рукоположения по меньшей мере тридцать тысяч священников, дабы каждая фаланга имела их в числе, достаточном для посменного отправления служб без каждодневной подчиненности их своим обязанностям.

2°. В противоположность духу общности будут возбуждать дух собственности при посредстве паевых купонов и экономических прав голоса, предоставляемых пролетариям, которые путем усердных сбережений накопили 1/12 капитала, дающего права голоса в ареопаге 74: его будут предоставлять также и по многим иным достоинствам, дабы не подражать людям строя цивилизации, которые в своей представительной системе оценивают заслуги только соразмерно деньгам.

3°. Что касается брака 75, то (...) со временем он будет видоизменен, упорядочен по ступеням, а не упразднен, и к этому будут подходить лишь постепенно в близком поколении, когда изменения будут одобрены голосованием объединенных четырех разрядов — правительства, священства, отцов и мужей. (...)

Примечания

74. По определению Фурье, высший хозяйственный совет фаланги, состоящий из высоких должностных лиц каждой серии, ареопаг — исключительно совещательный орган, отражающий «могущество общественного мнения» (см.: Избранные сочинения, т. IV, с. 480); Фурье резко отрицательно относился ко всем известным историческим формам демократии, считая, что при строе цивилизации демократия — это только химера (см.: Избранные сочинения, т. IV, с. 410—411). На этом основании Фурье считает нелепой цель революционеров — создание республики, он не верит в избирательное право, называя представительное правление «чистейшим обманом» (см.: Избранные сочинения, т. I, с. 39).

Выдуманная Фурье система управления в гармоническом обществе со-ответствует его идее «притяжения по страсти». Учитывая страсть людей к величию, славе, Фурье сохраняет высокие титулы и звания, носители которых никаких реальных функций власти не имеют (см.: Избранные сочинения, т. IV, с. 500). Среди «верховных властей» фаланги наивысшее звание — «Император единства»; небольшой кантон почетно возглавляет «унарх». В системе Фурье есть почетный глава всего земного шара — «омниарх». Почетным званием при грядущем строе гармонии является «магнат». Фурье рассчитывал, что высокие звания, присваиваемые за особые заслуги перед обществом, смогут быть использованы в качестве стимула для усиления трудового соревнования.

75. Фурье был сторонником разнообразных любовных связей, в соответствии с этим он предлагает для фаланги три любовных разряда: I) супругов и супруг, образующих прочную семейную связь для воспроизведения потомства; 2) дамуазелов и дамуазелей, которые меняют свои связи, но всегда имеют только одну связь; 3) талантов и галанток, предпочитающих разнообразные и мимолетные связи (см.: Избранные сочинения, т. II. с. 237—247, 285—304; т. III, с. 306—307, 375, 447—448, 461—468, 470, 478 481, 484— 491, 517, 521—531, 543—549).

adlook_adv