Утопизм

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ (КОММУНИЗМ) — этап развития учения об обществе, основанном на общности имуществ, обязательном для всех труде и равном распределении благ. Термин «утопия» как обозначение идеального общества впервые употребил Мор (так назвал он вымышленный остров, на котором было создано идеальное общество). В дальнейшем этот термин стал применяться при характеристике вымышленных, неосуществимых общественных порядков. Критикуя существующий строй, основанный на частной собственности, изображая картины идеального будущего строя, пытаясь теоретически обосновать необходимость общественной собственности, социалисты-утописты высказали немало гениальных идей и догадок...

Подробнее см. подшивку материалов Утопия.

Утопический социализм в Германии. Вейтлинг. «Истинный социализм»

Фев 12 2019

Первые немецкие рабочие организации были основаны в начале 30-х годов немецкими эмигрантами во Франции и в Англии. В 1833 г. в Париже был создан «Союз отверженных», в который наряду с рабочими и мелкими ремесленниками входили и представители интеллигенции. Внутри Союза отверженных шла борьба между мелкобуржуазными демократами и социалистами. В 1836 г. произошел раскол и из Союза отверженных выделилась социалистическая группа, принявшая название «Союз справедливых». Программа Союза справедливых была утопической, а тактика еще близка к заговорщической.

Утопический социализм Роберта Оуэна

Фев 11 2019

С критикой капиталистического строя, разоблачением его язв выступали социалисты-утописты. Виднейшим их представителем в Англии являлся Роберт Оуэн (1771—1858). Р. Оуэн начал свою деятельность как буржуазный филантроп. Будучи с 1800 г. совладельцем и директором крупного текстильного предприятия в Нью-Ланарке (Шотландия), он провел ряд мероприятий для облегчения участи рабочих: сократил продолжительность рабочего дня, учредил больничную кассу, детские сады, школу и т. д.

Сенсимонистская школа

Фев 11 2019

Учение Сен-Симона развили его последователи. Еще при его жизни образовалась небольшая группа учеников, из которых самыми выдающимися были Базар и Анфантен. После смерти Сен-Симона они продолжали пропагандировать его учение, внося в него существенные изменения и дополнения. Наиболее полно и систематически взгляды сенсимонистов были развиты в двухтомном произведении «Изложение учения Сен-Симона», представлявшем цикл лекций, прочитанных в 1828—1829 гг. Базаром, а затем коллективно отредактированных.

Эллинистические утопии

Фев 1 2019

Описания чужих стран, быта и нравов различных племён встречались в греческой литературе со времени логографов. В эллинистический период эти описания приобретают своеобразный характер, развиваясь в особый литературный жанр: под видом исследования далёкого прошлого или описания фантастического путешествия, в котором реальные подробности тесно переплетаются с вымыслом, авторы этих произведений рисуют картину идеальных общественных отношений, излагают теории возникновения и развития тех или иных социальных установлении.

Жак Дюкло. Утопический социализм Фурье и свобода

Мар 15 2018

Шарль Фурье 1 придавал особое значение тому факту, что общество находится в постоянном развитии. Он писал: "Социальному развитию чуждо состояние покоя, оно стремится к прогрессу, как вода и воздух, ему необходимо движение, застой для него губителен...

Жак Дюкло. Капитализм и нищета по Фурье

Мар 15 2018

Фурье, критикуя капиталистическое общество своего времени, подчеркивал, что "сложился порядок, при котором до предела уменьшен заработок рабочего. Преуспеяние владельцев мануфактур достигается ценой ужасающей нищеты рабочих. Можно ли найти кого-нибудь беднее рабочих известных мануфактур как в Европе, так и в Индии и в Китае! Удивительны последствия механизма цивилизаций: процветает промышленность и одновременно с этим рабочие, создающие прогресс, обречены на крайнюю нищету!

Жак Дюкло. Взгляд Фурье на свободу

Мар 15 2018

Во-первых, Фурье приписывал христианству слишком преувеличенное понятие о ценности свободы: "Помимо здоровья и богатства, нет ничего ценнее свободы; следует, однако, различать свободу телесную и свободу социальную, причем свобода социальная совсем не похожа на ту свободу, которой хотят наградить нас софисты. Им свойственно все упрощать; свое стремление к упрощенчеству они перенесли и на споры о свободе и не могут поэтому разграничить понятия свободы простой, сложной и сверхсложной.

Жак Дюкло. Утопический социализм Сен-Симона и свобода

Мар 15 2018

Граф Клод Анри Рувруа де Сен-Симон 1 признан историками рабочего движения как один из пред-шественников социализма, несмотря на то что он занимает место между философами XVIII века, защищавшими идею постоянного совершенствования человечества, и теоретиками социализма, мысль которых наложила отпечаток на всю вторую половину XIX века.

Энгельс Фридрих. Введение и заключение к «Отрывку из Фурье о торговле»

Дек 5 2013

Немцы постепенно начинают опошлять и коммунистическое движение. И здесь, как всегда, последние и самые бездеятельные, они думают, что смогут пренебрежительным отношением к своим предшественникам и философским пустословием прикрыть свою отсталость. Коммунизм едва только появился в Германии, а им уже завладевает с целью нажить капитал целая армия спекулятивных голов, которые воображают, что совершили чудеса, если перевели положения, ставшие уже во Франции и Англии тривиальными, на язык гегелевской логики и теперь преподносят миру эту новую премудрость как нечто небывалое, как «истинную, немецкую теорию», чтобы затем в своё полное удовольствие поносить «дурную практику» и «смехотворные» социальные системы ограниченных французов и англичан. Эта всегда готовая немецкая теория, которой выпало безграничное счастье немного понюхать гегелевской философии истории и быть посвящённой кем-либо из высохших берлинских профессоров в схему вечных категорий, теория, которой, быть может, затем довелось перелистать Фейербаха, несколько немецких коммунистических статей и работу г-на Штейна о французском социализме — эта немецкая теория наихудшего сорта без всяких затруднений уже сконструировала себе надлежащим образом французский социализм и коммунизм по г-ну Штейну, отвела ему подчинённое место, «преодолела» его, «подняла» его на «более высокую ступень развития» всегда готовой «немецкой теории»...

Добролюбов Н.А. Черты для характеристики русского простонародья.

Окт 25 2013

При всем разнообразии степеней, в каких проявляется в русском простолюдине мысль о своих естественных правах и стремление освободиться от обязанного, барщинного труда,— никакого сомнения не может быть в том, что эта мысль и стремление существуют. Что крестьянин наш находится в таком положении, в котором подобные стремления встречают обыкновенно препятствия почти неодолимые,— это опять несомненно и известно всем и каждому. Но именно сила-то этих препятствий и дает нам меру того, как сильны внутренние стремления простолюдина, которые сохраняют свою жизненность даже посреди самых неблагоприятных обстоятельств. (...) В общей массе людей невозможно исказить человеческую природу до такой степени, чтобы в ней не осталось и следа естественных инстинктов и здравого смысла. Один из знаменитых современных публицистов Европы заметил недавно, что если б деспотизм мог только над двумя поколениями в мире процарствовать спокойно, без протестов против него, он бы мог навеки считать обеспеченным свое господство: двух поколений ему достаточно было бы, чтобы исказить в свою пользу смысл и совесть народа. Но в том-то и дело, что деспотизм и рабство, противные природе человека, никогда не могли достигнуть нормальности, никогда не могли покорить себе вполне и ум и совесть человека.

Страницы