Теория

Жак Дюкло. Утопический социализм Фурье и свобода

Мар 15 2018

Шарль Фурье 1 придавал особое значение тому факту, что общество находится в постоянном развитии. Он писал: "Социальному развитию чуждо состояние покоя, оно стремится к прогрессу, как вода и воздух, ему необходимо движение, застой для него губителен...

Жак Дюкло. Капитализм и нищета по Фурье

Мар 15 2018

Фурье, критикуя капиталистическое общество своего времени, подчеркивал, что "сложился порядок, при котором до предела уменьшен заработок рабочего. Преуспеяние владельцев мануфактур достигается ценой ужасающей нищеты рабочих. Можно ли найти кого-нибудь беднее рабочих известных мануфактур как в Европе, так и в Индии и в Китае! Удивительны последствия механизма цивилизаций: процветает промышленность и одновременно с этим рабочие, создающие прогресс, обречены на крайнюю нищету!

Жак Дюкло. Взгляд Фурье на свободу

Мар 15 2018

Во-первых, Фурье приписывал христианству слишком преувеличенное понятие о ценности свободы: "Помимо здоровья и богатства, нет ничего ценнее свободы; следует, однако, различать свободу телесную и свободу социальную, причем свобода социальная совсем не похожа на ту свободу, которой хотят наградить нас софисты. Им свойственно все упрощать; свое стремление к упрощенчеству они перенесли и на споры о свободе и не могут поэтому разграничить понятия свободы простой, сложной и сверхсложной.

Жак Дюкло. Утопический социализм Сен-Симона и свобода

Мар 15 2018

Граф Клод Анри Рувруа де Сен-Симон 1 признан историками рабочего движения как один из пред-шественников социализма, несмотря на то что он занимает место между философами XVIII века, защищавшими идею постоянного совершенствования человечества, и теоретиками социализма, мысль которых наложила отпечаток на всю вторую половину XIX века.

Маркс Карл. Капитал (статья Г.А. Багатурия про главный труд Карла Маркса)

Сен 18 2016

«КАПИТАЛ», главный труд К. Маркса, в котором он исследовал капиталистический способ производства, открыл экономический закон движения буржуазного общества и экономически обосновал необходимость коммунистического преобразования общества. Создан в основном в 1857—1867 годы. По определению В. И. Ленина, «Капитал» — образец научного анализа самой сложной общественной формации, величайшее политико-экономическое произведение (см. ПСС, т. 1, с. 140 и т. 2, с. 11).

Маркс Карл. К критике гегелевской философии права (Статья о произведении К. Маркса из кн. Ильичёва П.Н. и др.)

Сен 18 2016

«К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА», рукопись К. Маркса, написанная весной — летом 1843 года в Крёйцнахе. Начало критики Марксом гегелевского учения о государстве и праве относится к весне 1842 года. Рукопись 1843 года содержит критику раздела «Внутреннее государственное право» гегелевской «Философии права». Основная проблема работы Маркса — соотношение гражданского общества и государства. Критически преодолевая гегелевское спекулятивное учение об обществе, Маркс, в частности, опирался на материалистические выводы работы Л.

Маркс Карл, Энгельс Фридрих. Манифест коммунистической партии (Статья И.Т. Фролова о документе, написанной Марксом и Энгельсом)

Фев 21 2015

«МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ» — программный документ, написанный Марксом и Энгельсом и опубликованный в начале 1848 года, содержащий изложение основ марксизма. В первой главе — «Буржуа и пролетарии» — раскрыты законы общественного развития, обоснована неизбежность и закономерность смены способов производства. Исходя из того, что вся история общества, кроме первобытнообщинного строя, была историей борьбы классов, Маркс и Энгельс обосновывали неизбежность крушения капитализма и появления нового общественного строя — коммунизма.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе (Статья И.Т. Фролова о тезисах Маркс)

Фев 21 2015

«ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ» — 11 тезисов Маркса, озаглавленных «К Фейербаху», написаны весной. 1845; впервые опубликованы в рецензии Энгельса в 1888 как приложение к работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». «Тезисы о Фейербахе», указывал Энгельс, неоценимы как «первый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового мировоззрения» (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 21. С. 371). По содержанию «Тезисы о Фейербахе» примыкают к «Немецкой идеологии».

Маркс Карл. Тезисы о Фейербахе (Статья Т.И. Ойзермана с описанием исходных положений философии марксизма, изложенных Марксом в названной работе).

Фев 24 2014

«ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ» — набросок исходных положений философии марксизма, сделанный К. Марксом в 1845. Его основное содержание — критика предшествующей, в особенности фейербаховской, материалистической философии, которая не постигала гносеологической, а также социальной роли общественной практики. Предшествующий материализм трактовал познание как результат воздействия внешнего мира на нашу чувственность, игнорируя действительную основу познания — воздействие людей на внешний мир, практику.

Энгельс Фридрих. Аграрная программа чартистов

Дек 14 2013

Года два тому назад рабочие-чартисты основали ассоциацию, целью которой является приобретение земель и распределение их в виде маленьких ферм между членами этого общества. Этим способом надеются уменьшить чрезмерную конкуренцию, существующую между промышленными рабочими, устранив с рынка труда часть этих рабочих и создав совершенно новый и демократический по самому существу своему класс мелких земледельцев. Проект этот, автором которого является не кто иной, как сам Фергюс О'Коннор, имел такой успех, что Земельное общество чартистов уже насчитывает в своих рядах от двухсот до трехсот тысяч членов* , располагает общественным фондом в 60000 ф. ст. (полтора миллиона франков), а новые поступления, сведения о которых публикуются в «Northern Star», превышают 2500 ф. ст. в неделю. Одним словом, это общество, о котором я предполагаю дать вам позднее более подробный отчет, настолько разрослось, что оно вызывает уже беспокойство земельной аристократии; стало очевидным, что это движение, если оно и дальше будет расти в таких же масштабах, как до сих пор, примет в конце концов форму общенациональной агитации за передачу всей земли во владение народа. Буржуазии это общество также не по вкусу; она видит в нем рычаг в руках народа, рычаг, который позволит ему освободиться, не прибегая к помощи среднего класса...

Страницы